Учебные программы в школах России и Марий Эл пестрят различными ляпами и безумствами. Однако пока это не мешает российским школьникам быть впереди сверстников из других стран. Буквально на прошлой неделе официальный сайт Министерства образования и науки России опубликовал такую информацию о том, что по результатам PIRLS-2016, Россия стала мировым лидером по качеству образования в начальной школе.
Не обязательно изучать цифры по порядку
И действительно, тут есть чем гордиться. Вот только листая порой учебники своего сына и его друзей, хочешь не хочешь, а задумываешься: «Насколько еще хватит наших ребят, их умных голов и смекалки? Если школьные программы составлены так, что диву даешься. Кто все это придумал? И главное, зачем?»
Конечно, самое большое удивление от оригинальности учебных нововведений было, когда сын только отправился в первый класс, потом оно постепенно притупилось. Но и теперь мои друзья, у которых дети тоже ходят в школу, постоянно пополняют мой «образовательный багаж» шедеврами из своих учебников. Ведь школьных программ, по которым обучаются наши ребята, в Марий Эл, да и по всей России много. И учебные пособия по некоторым программам даже не входят в федеральный перечень учебников. А те, которые входят, не всегда могут похвастаться адекватными заданиями.
Например, недавно моя знакомая рассказала, как ее сыну в начальных классах задали домашнюю работу по окружающему миру (программа Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). На уроке ребята проходили карстовые озера. И в домашнем задании сначала рассказывалось о жизни деревни, о ее обитателях, а потом неожиданный финал – деревня провалилась. Задание заключалось в том, что нужно было нарисовать продолжение этой истории. По задумке авторов, дети, видимо, должны были изобразить озеро, которое появилось на месте деревни. Но ребенок нарисовал кресты и могилы.
- И ведь нельзя сказать, что неправильно, жители и правда умерли, - говорит мама «художника».
А мой сын учится по системе Л.В.Занкова. И когда я в первом классе открыла оглавление учебника по математике, то обомлела. Авторы пособия почему-то решили, что детям вовсе не обязательно изучать цифры по порядку. Вот в какой последовательности знакомятся ребята с цифрами по этой программе – 1,4,6,9,5,3,2,7,8,0. Чем не устроила авторов обычная последовательность?
Буквы тоже можно не учить
Кстати, отличилась система Л.В. Занкова и по чтению. В учебнике за 1 класс ровно половину Букваря занимают картинки, и нет ни одной буквы. И вдруг в середине пособия неожиданно появляется стихотворение из восьми строк, а уже на следующей странице текст на весь разворот. Буквы, по мнению авторов пособия, дети, видимо, должны учить где-то вне школы. Конечно, сейчас большинство детей уже идут в 1 класс читающими, но все-таки логика авторов мне не понятна.
Удивляет родителей и учебник английского по программе Millie. Иностранный язык дети сейчас начинают изучать уже в начальных классах. Вот только знакомство с английским тоже начинается не с букв, а со слов и предложений. Алфавит прописан внизу страниц мелким шрифтом. Как можно изучать иностранный язык, не зная букв, для меня тоже загадка.
А вот задание из учебника 2 класса по окружающему миру программы «Школа России».
Это тоже текст из окружающего мира, но уже за 4 класс, системы Л.В.Занкова.
Авторы явно не сильны в математике.
На просторах интернета.
Кстати, во время подготовки материала, решила посмотреть в интернете, как другие родители отзываются о своих школьных программах. И какие задания ставят в тупик их. Комментарии тут явно излишни.
И такая гуманная задача :
Еще одно отличное задание:
Самое обидное, что это лишь единицы безумных заданий, которые встречаются в учебниках наших детей.
Кстати:
Исследование PIRLS проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA) раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира. В исследовании оцениваются в основном два вида чтения, которые чаще других используются школьниками во время учебы и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта, а также чтение с целью освоения и использования информации.
В ходе исследования оцениваются следующие умения: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.
Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку. За период с 2011 по 2016 годы российские учащиеся значительно повысили свой результат – на 13 баллов. При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности.
http://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/uchebnye-programmy-v-shkolakh-mariy-el-smekh-skvoz-slezy/