И не подумаешь, какие раритеты могут храниться в обычной сельской библиотеке. «Наводку» на Токтайбеляк (Марий Эл) мне дала бывшая коллега, несмотря на возраст, нисколько не утратившая профессиональной любознательности Людмила Бессонова. От нее я в первый раз услышал про метрическую книгу, которая вроде как хранится в стенах здешней библиотеки.
Уцелевшие метрики
Заведующая «книжкиным домом» Ольга Мокеева рассказала, что приходскую книгу спасла одна церковная служительница. А когда церковь закрывали, женщина унесла документ домой, и он благополучно пережил столько десятилетий: его не использовали на растопку, не искурили на самокрутки. В конечно счете метрики оказались в школьном музее, который затем переехал в библиотеку.
Собственно говоря, метрическая книга это сегодняшние записи ЗАГСа о рождении и смерти людей. А в прошлые времена этот радостный и скорбный учет вели церкви, в которых новорожденных крестили, а усопших отпевали. Честно говоря, сначала книга заинтересовала меня как возможность найти какие-то сведения о своих предках, которые по обеим линиям относились как раз к приходу Токтайбелякской церкви. Сохранившиеся записи датированы 1918-1925 годами, все они сделаны изумительно красивым каллиграфическим почерком, но чернила уже изрядно выцвели, поэтому разбираться достаточно сложно.
В каждой строчке судьба
Сразу скажу, что родственников я не нашел, но погрузиться в старину было очень интересно: ощущение машины времени: за окном по дороге одна за другой проносятся иномарки, а тут на пожелтевших и истончившихся от времени страницах еще «яти».
Сделал для себя несколько выписок. Вот любопытно, как сложилась жизнь Татьяны, которая родилась 29 апреля 1919 года в семье православных Георгия и Екатерины Калачевых из деревни Пукшалмучаш, а крещена была пятого мая. Таинство крещения совершил священник Виталий Шевелев, а восприемником (крестной матерью) стала жена крестьянина Андрея Степанова Марья Андреевна. Или вот что приготовила судьба маленькой Саше, которая появилась на свет 17 декабря 1926 года в семье Алексея и Феклы Лоскутовых из деревни Опонькино. Кто знает, ведь этому поколению столько всего придется пережить.
«Умер от кашля»
Здесь же в книге имеется специальный раздел с записями об умерших и отпетых прихожанах. Есть специальная графа о причинах смерти, но с точки зрения сегодняшних требований диагнозы не выдерживают никакой критики. Например, как вам такая часто встречающаяся пометка: умер от кашля, иногда более конкретно - от чахотки. Судя по всему, ни о какой судебной медэкспертизе в то время еще и речи не было. Ну а бренный свой путь все православные заканчивали одинаково – на приходском кладбище.
Жалованье положено, но… не положено
Старинный документ интересен еще и сведениями о самой церкви, которая в начале 20-х годов 20 века относилась к третьему благочинию Уржумской епископии Вятской епархии. В храмовой ведомости сообщается, что построен он в 1821 году «тщаниями прихожан». Утвари в церкви достаточно, жалованье священнослужителям положено, но… с 1918 года не выплачивается (на календаре уже 1923-й год – авт.). Судя по всему, у церкви просто не было средств, поскольку ее ценности очень активно реквизировало государство. А мне сразу вспомнились 90-е годы, когда бюджетники по полгода не видели зарплаты.
«Попросили» за порог
Так что, судя по всему, батюшки жили только на подношения прихожан. Еще, наверное, кормились с земли, причту принадлежало шесть десятин 64 квадратных сажени, вот только качество этой землицы, как отмечается в документе, было средним. Очевидно, что церковь уже вовсю подвергалась притеснениям со стороны власти. В ведомости отмечается, что собственностью храма являются двухэтажный кирпичный дом и еще пять деревянных, «однако они заняты советскими учреждениями», в результате священник при таком-то количестве церковных квадратных метров вынужден был снимать квартиру.
Судя по записям, службу в эти годы вели несколько священнослужителей: Павел
Воскресенский, 44 лет от роду; родившийся в 1869 году Виталий Шевелев и
Александр Фурзиков. Как сложилась их дальнейшая жизнь? Скорее всего, она уже не
была связана с Токтайбеляком, потому что в начале 30-х годов храм вообще
закрыли, а затем и само здание разобрали по кирпичику.http://www.marpravda.ru/news/society/v-selskoy-biblioteke-mariy-el-okazalsya-nastoyashchiy-raritet/