«Марийская правда» присоединяется к проекту «Горжусь!», который был инициирован Главой Марий Эл Александром Евстифеевым. В этой рубрике мы расскажем о людях, которых можно назвать гордостью республики.
Фото Марины Оленевой
Этнофутурист, член комиссии Геральдического совета при Президенте РФ, известный не только нашей республике, но и дальней загранице, великолепный мастер реалистической живописи, бесконечно влюбленный в свою родину человек. Наш современник… Сегодня речь пойдет об Измаиле Ефимове, заслуженном художнике России, народном художнике РМЭ, почетном академике Российской академии художеств.
Я знакома с Измаилом Варсонофьевичем более 30 лет. Много времени мы были просто соседями: жили в одном доме. В детстве дружила с его дочкой Мариной. Мы всегда при встречах здоровались, я знала, что он известный художник. Но! Не более того. И вот судьба подарила шанс пообщаться с Мастером тет-а-тет в его мастерской на 17-м этаже одной сомбатхейской многоэтажки. Наш многочасовой разговор открыл для меня человека и художника Измаила Ефимова совершенно с другой стороны.
Марийский мариец
Измаил родился в 1946 году в глухой деревне Порандайкино Горномарийского района. На берегах Волги и Суры. Заповедные леса на границе с Нижегородской областью. Природа там уникальная, самобытная. И, наверное, не случайно из тех мест вышли знаменитые марийские художники и музыканты. С детства впитывали они красоту родного края.
- Древняя, патриархальная деревня моя была, - вспоминает Измаил Ефимов. – Природа вокруг - только пиши картины! Через овраг – родина известного горномарийского художника Александра Григорьева. Земля наша родила много творческих людей. В этом есть, наверное, какая-то заповедная тайна… Я очень горжусь, что довелось родиться именно там. Моих земляков, не знаю почему, издавна называли марийскими марийцами.
"Мои земляки"
Любимым занятием маленького Измаила было рисование. Сначала он использовал для своих художеств все, что попадалось под руку. Со временем мама, которая всегда поддерживала сына в его увлечении, стала привозить ему с рынка настоящие альбомы для рисования. А когда сын учился в четвертом классе, подарила ему шикарный набор разноцветных карандашей. Радости мальчика не было предела. Он еще очень долго творил с их помощью. Желание стать художником стало основным в его жизни. Измаил вдохновлял своих односельчан – ровесников, и ребята стали самостоятельно ходить на этюды. Благо природа будто только и говорила: «Напиши меня!».
"Провожают на фронт"
После седьмого класса юноша собрался поступать в художественное училище, хотя директор школы настойчиво предлагал его маме отправить сына учиться на …тракториста. Измаил не был отличником, но и трактористом тоже быть не хотел.
Его университеты
Поехал в Нижний Новгород, а тогда Горький. Но не хватило на тот момент парню знаний и умений, чтобы с первого раза начать учиться на художника. Вернувшись домой, он поступает в Заочный народный университет искусств в Москве. Было раньше такое учебное заведение. Кстати, именно за время учебы в нем будущий художник приобрел необходимые навыки для очередного поступления. Теперь это было Казанское художественное училище. В старших классах школы Измаил познакомился с художником Иваном Пландиным, который стал его наставником. А уже в Казани молодому дарованию тоже очень повезло с преподавателем. Его учителем стал опытный педагог, а на тот момент один из ведущих художников Татарстана Василий Тимофеев, который разглядел в нем талант и способствовал его развитию.
Казанский период жизни художника был очень непростым. Общежития не давали, порой было практически не на что жить… Поэтому со второго курса Ефимов уходит в армию. Добровольцем. На Северный флот. И только в дороге до места назначения он понимает, что натворил. Четыре года (в то время служили на флоте четыре года, в сухопутных войсках – три) молодой человек, мечтающий стать художником, должен был драить палубы и учить устав. Но судьбе было угодно все устроить несколько по-другому.
- Я взял с собой на службу этюдник, - вспоминает Измаил Варсонофьевич. – В штабе меня заметили и оставили на берегу. В городе Североморске Мурманской области. Первые полтора года служил, как все новобранцы, а потом появилась своя мастерская, и я стал заниматься оформительской работой. Но все равно три года было отдано армии.
Затем было восстановление в училище, его успешное окончание и поступление в Художественный институт им. В. Сурикова. Это учебное заведение всегда считалось элитным, поэтому учиться там простому парню из глубинки - это как звезду с неба достать. Но Ефимов набрал из 30 проходных баллов 28! Московская золотая молодежь, иностранцы, представители союзных республик, поступавшие по целевым направлениям, шли практически вне конкурса. Высокий уровень конкуренции среди студентов стимулировал развиваться, искать свой стиль, оттачивать мастерство.
"Соприкосновение" (1994)
Источник вдохновения
После шести лет учебы в институте Измаил Ефимов вернулся в родную республику, хотя остаться в Москве можно было совершенно спокойно. Но его всегда тянуло домой. Потому что здесь и только здесь находится неиссякаемый источник вдохновения.
Первый успех пришел с произведениями «Сельский гимнаст», «Провожают на фронт», «Весна в Горномари», «Мои земляки». В этих реалистических произведениях художник языком красок, цвета рассказывает о красоте родного края, о сельской жизни, о людях, которые живут на марийской земле. Наибольшее признание получила работа «Провожают на фронт». Автор был награжден дипломом Академии художеств СССР, а также премией ЦК ВЛКСМ и МК РСФСР. Это стало официальном признанием таланта 33-летнего живописца. Не менее запоминающаяся картина тех лет «Сельский гимнаст».
- Я написал эту картину специально для Всесоюзной выставки, посвященной Олимпиаде-80, - продолжает Измаил Варсонофьевич. – Это, можно сказать, автопортрет. В молодости очень увлекался гимнастикой, вот и решил изобразить такой сюжет. Тогда даже не думал, что эта работа станет моей визитной карточкой на долгие годы. Собственно, все мои картины связаны с личной историей, личными наблюдениями, личными переживаниями. Мне кажется, что художник становится настоящим Мастером именно тогда, когда его произведения начинают «говорить».
Стремление к истокам
В конце 80-х Ефимов, признанный мастер реализма, начинает углубленно изучать народное творчество, увлекается сначала марийской, а потом финно-угорской мифологией. Эти накопленные знания, наблюдения, плюс феерия финно-угорских фестивалей, проводимых в Марий Эл с тех времен, требовали самовыражения, реализации всего того, чем наполнилась душа и разум. А какими средствами? Каким способом это все отобразить на бумаге? Какими красками, образами? Как пластически это решить? Много тогда вопросов задавал сам себе художник и долго искал ответы на них.
- Я лет пять экспериментировал, никому не показывал работы, изучал, наблюдал за молодыми зарубежными и российскими художниками, искал что-то свое, - делится Измаил Ефимов. - Эксперименты мои завершились целым циклом работ в новом для меня тогда жанре этнофутуризма. В 1993 году в республику приехала финская делегация, среди членов которой была сотрудница крупнейшего в Финляндии музея АТЕНЕУМ. Я показал ей свои новые картины, она отобрала 30 акварелей, и вот таким образом моя первая зарубежная выставка в качестве этнофутуриста состоялась в Хельсинки в далеком 1993 году. Картины там быстро продались, я даже не успел их сфотографировать на память.
Из цикла Этносфера
Ефимов за многие годы работы в жанре этнофутуризма постоянно находит в нем что-то новое, ни одна его картина не похожа на другую. Он все время стремится к первоисточникам, к утраченным следам цивилизации предков. Так появились абстрактно-символические работы «Образ мироздания», «Уходящее наследие», «Явление первопредков», «Дух плодородия», «Священная роща» и многие другие. Его полотна постоянно участвуют в различных международных выставках, а музей современного искусства Бельгии и известнейшая галерея Швейцарии стали полноправными хозяевами некоторых картин Измаила Ефимова. Они приобрели у художника его творения. Вообще, Мастер довольно неохотно расстается со своими работами, они для него, как любимые дети. Он даже называет себя многодетным отцом. В шутку. А может быть, и всерьез.
- Настоящий художник должен всячески избегать тиражирования. Бездушное копирование, работа за деньги, конечно, имеет место быть в тяжелых жизненных ситуациях, но, когда это становится постоянным действом, тогда художник превращается в обычного ремесленника, - говорит Измаил Варсонофьевич. Лучше и не скажешь.
Флаг, герб… Эрмитаж
Еще одной гранью творчества Ефимова является геральдика. С его именем связано становление современного геральдического искусства в Республике Марий Эл.
- Это случилось в 1997 году, - вспоминает художник. – Я однажды лег спать этнофутуристом, а проснулся уже герольдмейстером. Тогдашний президент Вячеслав Кислицын назначил меня на эту почти невыговариваемую должность заочно. Я узнал про это, только когда прочитал Указ о назначении в «Марийской правде». Хорошо, что я представлял фронт будущих работ, понимал их важность и значимость. Но все равно пришлось многому учиться, много нового узнавать.
Ефимов до 2011 года был главным герольдмейстером при Президенте РМЭ. Он - автор Государственного герба и Государственного флага Марий Эл, а также создатель действующей атрибутики высшей власти - штандарта. Кроме этого, почти все знаки главных наград республиканского уровня – тоже плоды его творческой работы. А еще он автор примерно 35 фамильных гербов, получивших признание. Наша республика – единственная в России, которой в свое время было дано такое право. И все благодаря Измаилу Ефимову. Сейчас он действительный член Гильдии геральдических художников России.
За свою долгую творческую жизнь Мастер столько уже создал! Но, уверена, что еще много создаст. Он обрел признание на мировом уровне. И пусть последняя его персональная выставка в родной республике состоялась аж 22 года назад, он ни о чем не жалеет. Не жалеет, что однажды, раз и навсегда, выбрал нелегкое, но безумно любимое дело, что постоянно ищет новые способы для самовыражения, совершенствуется, не стоит на месте. Такими земляками можно и нужно гордиться!
https://www.marpravda.ru/news/religiya/mify-i-realnost-izmaila-efimova/