Музей этот не похож на большинство других, но о нём будет сказано ниже. А пока предлагаем вам ознакомиться с одним из проектов, который реализовали никольские школьники под руководством своего педагога. Слово – Светлане Ермиловой.
- Ученики 8 и 10 классов в преддверии 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне провели исследование под названием "Военный хлеб". Мы - представители поколения, не знающего голода - решили ответить на вопросы: каким же был сухой паек советских солдат времен Великой Отечественной войны? Что ели труженики тыла?
Отвечая на них, мы заглянули в то страшное, но великое время. Наши исследования во многом подтверждают данные, размещенные в интернете, но особенно ценные они пото-му, что основаны на семейных архивах и рассказах "детей войны", живых свидетелей тех событий.
Виктория Гончарова, ученица 8 класса, написала сочинение - эссе "Военный хлеб". Ее бабушка – Анна Степановна Кренделева помнит, что в войну ели "всё, что растет, ползает, летает. Люди собирали ягоды, чилим, ставили сети под рыбу, варили щи из крапивы".
Бабушка Аркадия Зинченко - Екатерина Сергеевна Никифорова - рассказала внуку, как её сверстники во время войны не только хорошо и отлично учились в школе, но и успевали помогать по хозяйству - ухаживали за скотом, выполняли всю работу по дому, часто заменяя ушедших на фронт старших братьев и отцов: "…Питались плохо, ели корни солодки, соленую и вяленую рыбу, лук, в пищу употребляли даже корни чакана".
В ранних архивах школьного музея, выполняя проект "Камызякский словарь", мы нашли пояснения, что в муку добавляли и корневища молотого лотоса. Из ряда трав и растений делали лекарства для лечения раненых в астраханских госпиталях.
Свои исследования провели сёстры Мамишовы – Хадиджа и Бика. Их родители рассказа-ли им, что в Азербайджане в войну "тоже было несладко". В специальных печах, которые назывались "сечи", пекли кукурузные лепешки, мешки кукурузы отправлялись на мельницы, а полученное сырье использовали на хлебозаводах.
Многие очевидцы вспоминают, что дома часто было так голодно, "что писку мышиного не было слышно".
Используя рассказы очевидцев и сопоставляя их с данными учебника истории, мы пришли к выводу, что на стол военнослужащим труженики тыла ценой невероятных усилий и лишений доставляли хлеб, тушенку, рыбные консервы, вяленую рыбу, сахар, сухари, овощи. Хлеб во фронтовом пайке мог быть из муки - ржаной, пшеничной, кукурузной, рисовой, и иногда даже гречневой.
Пять лет назад, в 2014 году, выполняя проектные исследования к 70-летию Великой Победы, ученики 5 класса - ныне десятиклассники - посетили Зал Боевой Славы в Астрахани. В одном из залов музея внимание детей привлек стенд, посвященный армейскому пайку. Там они увидели в стеклянной колбочке рыбную муку. Заваривая рыбную муку кипятком в зимних окопах Сталинграда, солдаты спасались от голода, когда запаздывала полевая кухня, потому что фашисты, прорываясь к Волге, бомбили наши позиции днем и ночью. Иногда засушенную рыбу вместо дровишек подкладывали в печки-буржуйки, чтобы согреться в 30-градусный мороз, это было редко, но свидетельства в музее сохранились. Экскурсовод рассказал, что "…ещё одним важным источником питания наших солдат стала и богатая природными дарами страна. Сама природа и близость к ней наших солдат помогали выживать бойцам в тяжелых условиях фронтовых будней на разных фронтах. Грибы, ягоды, дикий мёд, рыбалка, брошенные поля с зерновыми или картошкой регулярно пополняли солдатские котелки. Гражданское население, хоть и само недоедало, всеми силами поддерживало армию, а солдаты старались помочь мирным жителям, чем могли: вскопать огород, подправить забор, подкормить стариков и сирот из полковой кухни. А взамен была возможность получить свежих деревенских яиц, молока или дымящейся вареной картошки".
Природная смекалка наших бойцов, по свидетельству историков, породила множество военных хитростей, которые используются и сейчас. Положить во время марша за щеку мелкий гладкий камушек или кусок сухаря, чтобы не хотелось пить. Сосать горсть хвойных колючек от цинги, что было особенно актуально под Ленинградом, в условиях недостатка витаминов. Ходить в бой натощак, чтобы избежать тяжелых последствий при ранениях в брюшную полость. Спрятать в сапог или за ремень ложку, с нацарапанным именем, чтобы можно было опознать тело. Всё это и многое другое придумывали наши бойцы, чтобы облегчить свой фронтовой быт.
Возвращаясь к Астрахани, скажем, что в 1941-1942 гг. наш город был прифронтовым. Немцы подошли к городу на 30 км. Вся Астраханская область жила по законам военного времени. На многие вопросы жизни и быта того сложного времени моим воспитанникам помогает ответить уникальный материал книги "Корабелы Золотого затона", изданной в 1984 году. Моя мама, Елена Степановна Заичкина, 45 лет проработала на легендарном судостроительном заводе имени Сталина. Она бережно сохранила книгу и передала ее своим внукам. Из проекта школьного музея "Что значит жить по законам военного времени":
"…Мои сверстники - подростки в далекие военные годы, отработав по 11 часов у станка, ещё и выходили на субботники по сбору бесхозного металла. Летом добровольно работа-ли на заводском огороде и выращивали капусту, картошку, морковь, лук и свеклу для за-водской столовой. В первую очередь отправляли урожай на фронт, затем в ясли, детсад и школу при заводе. Собирали добровольные пожертвования из личных сбережений граж-дан, теплые вещи. На собранные средства снарядили самолет в составе авиаэскадрильи, которая дислоцировалась в Ахтубинске" (из эссе Григорьева А. и Аджигитова Д., написанного после чтения вышеупомянутой книги).
Один из таких гидросамолетов регулярно патрулировал фарватер Старой Волги, над се-лом Никольское, контролируя выполняемый населением режим светомаскировки. Во время выполнения одного из заданий самолет разбился в степи, недалеко от домов. Летчик Вениамин Феоктистович Ковалев погиб при выполнении боевого задания. Захоронение летчика-героя находится в центре села Никольское.