В декабре прошлого года учитель общественных дисциплин лицея № 1
г. Камызяк Алексей Гражданцев побывал в Москве, где принял участие в дискуссии "Пути преодоления противоречий в восприятии Второй мировой войны".
Он выступил с докладом "Преподавание истории периода Второй мировой войны в школе. Проблемы и возможные пути их решения".
- Молодое поколение сегодня зачастую считает, что наступило новое время, не связанное с тяжелым прошлым наших прадедов и дедов. Отношение к войне у них неоднозначное. Задача общества и школы – просветить и заинтересовать школьников этим вопросом.
"Народ без памяти слеп, а без надежды мертв", - гласит народная пословица.
Вот ряд основных проблем. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество информации, но надо уметь её правильно анализировать. Особенно актуально это в последнее время, когда предпринимаются попытки переписать, исказить историю.
Неподготовленному человеку очень сложно ориентироваться во всём многообразии мнений, выводов и суждений. Чтобы говорить детям правду, ее надо знать!
В процессе преподавания возникает множество спорных вопросов:
Можно ли было предотвратить трагическое начало Великой Отечественной войны?
Сталин – герой или тиран, приведший страну к огромным жертвам?
Репрессии военной поры – это необходимая мера для укрепления дисциплины и борьбы с мародерством или тирания диктатуры Сталина?
Цена Победы (Может ли эта Победа быть Великой, если она достигнута такой ценой?) и другие.
Ответы на такие и подобные неоднозначные вопросы могут быть представлены в разных источниках информации с искажениями, преуменьшением, или же наоборот, преувеличением роли того или иного фактора, что может вызвать сложность в оценки события простым учеником. Изучение Второй мировой войны должно отличаться взвешенностью и многообразными подходами. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.
Одна из важных проблем - нехватка времени. Например, в 10-м и 11-м классах на изучение тем "Великая Отечественная война" и "Вторая мировая война" отводится всего по восемь учебных часов (в профильных классах – 13). Можно, конечно, увеличить количество часов, если есть какие-либо элективные курсы, внеурочные мероприятия, но это лишь отчасти решит проблему.
В ходе дискуссии выступил заместитель Председателя Госдумы РФ Петр Толстой, он подчеркнул, что сегодня крайне важно сохранить историческую память.
"В течение последних 35 лет Россия проигрывала информационную войну, связанную с историческим наследием Советского Союза, - отметил он. - Во всех странах Восточной Европы сейчас пытаются переписать историю и "внушают" молодежи мысль, что СССР не освобождал страны от фашизма, а завоевывал их. "Сдержанное отношение" к таким явлениям со стороны России привело к тому, что в Польше и других странах демонтируют памятники советским воинам-освободителям. К происходящему нельзя относиться терпимо!"