Редакция попросила доктора дать советы родителям, как оградить своих чад от нервных расстройств. Но вначале – несколько слов о его пути в медицину.
- Моя малая Родина – Нижнекалиново, там я родился в 1964 году, там окончил три класса. В Кировской школе закончил восемь классов, потом поступил в автодорожный техникум. Моя первая специальность - дорожник-строитель, мечтал улучшить дороги наши. Потом была служба в армии – попал в ПВО, на радиолокационную станцию. В части у меня был друг - ротный фельдшер. На гражданке, до призыва он окончил стоматологический институт. Много рассказывал мне о своей профессии, о её привлекательных сторонах, и я тогда заинтересовался. Демобилизовавшись в 1985 году, поступил в мединститут - на педиатрию (на лечфак сложнее было поступить). Неврологию освоил уже после вуза – в интернатуре. Мне тогда предложили на выбор ряд специальностей - врач скорой помощи, ухо-горло-нос, реаниматолог… Но я стал детским неврологом (хотя сейчас в медицине больше не делят на детских и взрослых неврологов). В 1992-м году поступил на работу в Камызякскую ЦРБ, главврачом был Иван Тимофеевич Куюков. В 1996-м году мне предложили пройти обучение мануальной терапии. Это оказание помощи без применения лекарственных препаратов. Воздействие на нервные точки. Производишь руками различные манипуляции - ротационные движения, которые снимают болевой синдром. Применяю эти знания на практике. Продолжаю учиться – доктора учатся всю жизнь.
- Mустажи Кабдуллаевич, при простуде (ОРВИ, гриппе) многие лечатся сами, не обращаясь к врачу - народными средствами или тем, что аптекарь посоветует… А при неврологических заболеваниях люди самолечением занимаются?
- Занимаются. Например, есть родители, которые своих детей по знахарям водят. Не доверяют докторам… Возьмем головную боль. Семь лет ребёнку, а у него болит голова. Не должна голова болеть в таком возрасте. Надо найти причину. Была ли травма? Дети бегают, падают, ребёнок мог ушибиться и не сказать маме. Чем, как лечить? Надо выяснить точную причину. Например, головную боль может вызвать осложнение вирусных инфекций – гайморит, фронтит. Были такие случаи. Одного мальчика направили на рентген, оказался гнойный процесс. Надо его лечить, а не абстрактную головную боль… Надо внимательно следить за состоянием своего ребёнка, за поведением, прислушиваться к его жалобам. Даже в самом юном возрасте может быть онкология – её тоже нельзя исключать. Был случай – привели ребёнка, а его шатает, как пьяного… Это уже подозрительно. Сделали энцефалоскопию, КТ. Оказалось – повреждение мозжечка. Сразу в нейрохирургию положили. Злокачественное новообразование. Лечили в Москве. Ребёнок прошёл курсы химиотерапии. Но метастазы уже пошли – в шейный отдел позвоночника, во все отделы мозга. Итог - летальный исход. 10 лет всего было ребёнку...
- Самые частые детские заболевания, с которыми вы сталкиваетесь сегодня в своей практике?
- На первом месте среди детских неврологических заболеваний - врождённые аномалии. Невролог должен с детства вести каждого ребёнка, практически с рождения. Во чреве матери во время беременности обвитие пуповиной бывает - даже двух-, трехкратное. Происходит гипоксия - кислородное голодание, в мозг кислород не поступает. После родов проявляется микросимптоматика - подбородок трясется, вздрагивания, плохой сон, беспокойство. Это все энцефалопатия, общее заболевание мозга. Мы проводим профилактическое лечение, чтобы гипоксия в последующем не повлияла на развитие ребенка. Бывают случаи задержки моторного развития. Её последствия могут быть катастрофическими - вплоть до детского церебрального паралича.
- По какой причине всё это происходит?
- Нервная система формируется у детей в утробе матери. Может повлиять любая вирусная инфекция, которую женщина перенесла во время беременности. Стрессы влияют. Прием медикаментов. Состояние родителей, в каком произошло зачатие…Вот ещё случай. Мама привела ребёнка с увеличенной головой. Не хотели обследоваться, дедушка сказал: "Мой внук здоров, что они там придумали, врачи?.." Прошло ещё немного времени, голова продолжала раздуваться, стала как воздушный шар. Снова пришли к нам – но уже время потеряли… Обследовали - оказалась гидроцефалия. Киста в голове. В шесть лет оформили инвалидность по психиатрии - задержка умственного развития. Вместо мозга - вода в голове. Если бы родители послушались, не ждали, ребёнок развивался бы благополучно.
- Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок рос нормально?
- Самое главное - надо создать дома нормальную, комфортную обстановку, исключить стресс, психоэмоциональную нагрузку. Сегодня маленькие дети сидят в Интернете, с ранних лет видят ужасы, а потом их начинают мучить кошмары, может возникнуть нервное расстройство, ребёнок становится пугливым, плохо спит, у него речь страдает, заикается. Есть такой диагноз, как аутизм - с двухлетнего возраста проявляется это заболевание. В последнее время я вижу в районе много детей с задержкой в развитии, и это – нехороший сигнал… Мой совет родителям – обязательно обращать внимание на какие-то тревожные сигналы в поведении ребенка! И не кричать, не ругаться при детях, не выяснять отношения. Обеспечить ребёнку нормальный, здоровый образ жизни. Ребёнок, чтобы расти нормально, должен много двигаться, правильно питаться. Его нельзя перегружать общением с телевизором, телефоном, другими гаджетами. Берегите своих детей и слушайте докторов, и всё у вас будет хорошо!