"Живая библиотека" - это социальная игра, суть которой состоит в том, чтобы научить общаться и понимать друг друга людей разных профессий, вероисповеданий, культур. Книги в "Живой библиотеке" - это живые люди, а чтение - это разговор. Подобный разговор, диалог состоялся в центральной межпоселенческой библиотеке в июне - тогда на встречу с читателями пришёл поэт Михаил Агафонов.
Мы тоже решили открыть в "МВ" новую рубрику, в которой будем разговаривать с людьми, судьба которых необычна, чьи поступки могут чему-то научить или задуматься… И самое главное, наш диалог не заканчивается: если вам интересен человек, вы можете через газету задать ему любой вопрос, и он ответит, или мы можем организовать с ним встречу. Читатели газеты вправе предлагать свои кандидатуры - родственников, соседей, знакомых, если считают, что его опыт, знания, образ жизни или порядок мыслей занимателен и может быть полезен многим. Сегодня в статусе "живой" книги выступает библиотекарь из с. Дубовое Елена САМУСЕНКО. И не только потому, что она имеет непосредственное отношение к книгам обычным, в бумажном переплёте… Судьба у неё, как говорится, с перипетиями.
- Елена Станиславовна, расскажите о своём детстве, юности. Где родились, учились? Кем были ваши родители?
- Родилась в Западной Белоруссии, в Гродненской области. Родители по национальности поляки. Когда я была маленькой, отец, Станислав Францевич Сухоцкий, где-то раздобыл обрывки польского букваря и научил меня читать. Я до сих пор хорошо понимаю польский язык, но разговаривать не могу, потому что не с кем.
Отец был "мостовщиком". Наверное, эту профессию уже можно считать умершей. Мостовщики не строили мосты, а мостили булыжную мостовую, подгоняя камешек к камешку. Во времена моего детства все дороги в Западной Белоруссии были булыжными, а мастеров, таких, как отец, единицы. Поэтому он часто уезжал в длительные командировки.
Мать покинула семью, когда мне было 6 лет, и я рано стала самостоятельной. Потом старшая сестра взяла меня на воспитание, но через два года вышла замуж и уехала в Томск. Я опять вернулась к отцу. Опять командировки, и я дома одна.
Отцу всё советовали отдать меня в интернат, и, наконец, он решился. Так я попала в Василишковский детдом. Он стал для меня родным - самые лучшие воспитатели, самые светлые воспоминания о том времени… После окончания восьмилетки вопроса "Куда пойти учиться?" передо мной не стояло, так как любимым моим занятием было рыться в книгах нашей детдомовской библиотеки. Окончив в 1973 году Могилёвский библиотечный техникум, по распределению я попала в свой район и даже в родную деревню, где проработала в библиотеке 17 лет.
- Каким же ветром вас занесло на Дальний Восток?
- По причине несложившейся семейной жизни. На Дальнем Востоке жила моя сестра с семьёй. Я ехала к ним сюда, в с. Дубовое, но пока добиралась, они переехали в другое место, а я живу здесь до сих пор, и село стало мне родным: полюбили мы с детьми эти места, да и климат пришёлся по нраву.
- А куда устроились работать?
- Никуда. Почти 25 лет была безработной. Но это не моя вина. Трудилась в большом личном подсобном хозяйстве. Растила и учила детей. Потом предложили работу в библиотеке.
- Я знаю, что вы пришли не на тёпленькое место, где всё было расставлено по полочкам и организовано…
- Да, состояние библиотеки в 2015 году было ужаснее не придумаешь. Но я согласилась, и отступать не хотелось, потому что все годы безработицы мечтала о любимом деле. Пришлось всё делать одновременно: и белить, и книжный фонд приводить в порядок, и восполнять отсутствие документации. Но самое главное - в 60 лет осваивать новые технологии. Помогли работники центральной библиотеки, добрые люди, которые безвозмездно приносили необходимые вещи, книги. Общими усилиями мы сделали так, что в библиотеку стало приятно заходить, а мне и уходить не хочется после работы.
- А какие мероприятия вам нравится проводить больше всего?
- Все они так или иначе связаны с книгой. Лучшими считаю те, после которых слышу вопрос: "А можно взять эту книгу почитать?" В детской аудитории пытаюсь найти несколько пар заинтересованных глаз. К сожалению, не все современные дети, выросшие без детского садика, умеют слушать. Но зато все любят квесты. Поэтому, несмотря на сложности подготовки, стараюсь проводить их почаще.
- Елена Станиславовна, вас зовут прямо как персонажа из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова. Любите их читать?
- Несмотря на присутствие тёзки, читать Ильфа и Петрова мне почему-то сложно, не хватает сосредоточенности. А вот аудиокнигу "Золотой телёнок" слушала с огромным удовольствием.
- А любимая книга есть?
- Трудно выделить, их так много - ещё не прочитанных! Нравится читать художественные произведения, написанные от первого лица. Если это детектив, то даже за преступника переживаешь. Одно время увлеклась произведениями В. Пикуля. Собрала и прочитала, благодаря почтовым рассылкам, почти все его книги и пополнила свои знания по истории.
В детстве читала всё, что подворачивалось под руку. К понравившимся книгам возвращалась по несколько раз. Таким образом, "повезло" "Девочке из города" Л. Воронковой, "Двум капитанам" В. Каверина, "Оводу" Э. Л. Войнич, произведениям В. Гюго, особенно "Человеку, который смеётся". Сильные впечатления от этих книг всю жизнь согревают душу. Вот почему очень жаль нынешних подростков, которым неинтересно читать. Хотя знаю нескольких, кто читает книги в интернете, и авторы есть у них любимые, произведения которых в сельскую библиотеку, к сожалению, никогда не поступят. Приходится детям портить зрение, читая в телефонах.
- А как вообще живёт современная сельская библиотека?
- Начнём с того, что на селе всегда были люди, которым нужна библиотека, и были такие, кому она абсолютно не нужна. Живут прекрасно без библиотеки, ведь это не магазин с продуктами. Они и говорят: "Кому нужна эта библиотека, давно пора её закрыть". Но отсутствие библиотеки ощутят те, кто посещает мероприятия, участвует в заседаниях клубного объединения по интересам, следит за поступлениями новых журналов и книг (что бывает крайне редко, к сожалению). Ощутят дети, которые после школы дружной стайкой бегут в библиотеку, чтобы полистать журналы, поиграть или обменять книгу.
На селе все семьи считаются малообеспеченными, но есть родители, которые покупают своему ребёнку дорогие книги, выписывают журналы, которые библиотека не может себе позволить по причине скудности бюджета. Но я наблюдаю в библиотеке за детьми и вижу восторг в их глазёнках, когда листают новые красочные книги. В компании друзей это всегда интереснее. Дети выросли на мультфильмах, и книги для них должны быть такие же яркие, а классическими книжками, которые читали их бабушки и дедушки и которые составляют в основном наши фонды, современных детей не заинтересуешь.
Первая и главная проблема сельских библиотек - это отсутствие комплектования, пополняем фонды исключительно дарами, и ещё изредка поступает краеведческая литература. А ещё в Дубовской библиотеке нет уборщицы, и мне жалко из 3,5 часов рабочего времени час тратить на уборку. Также в библиотеке отсутствует интернет. Хотя есть модем "Мегафон", но он не выполняет своей функции. Приходится искать другие точки доступа.
- Елена Станиславовна, каковы ваши планы на будущее?
- По моим планам необходимо поработать в библиотеке ещё один год, чтобы выполнить свою личную "пятилетку". Надеюсь, что хватит для этого сил и здоровья.
- Спасибо вам за беседу. Было очень интересно выслушать вас. Желаю, чтобы вы выполнили и перевыполнили ваш личный пятилетний план. Оставайтесь таким же творческим и неугомонным хранителем главного богатства человечества - книг.