Проект был необходим для развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также для "обеспечения возрастающих перевозок грузов в этих районах". Речь шла об основном участке, протянувшемся от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре через северное побережье Байкала и реку Амур - отсюда и название магистрали. Железная дорога соединила ранее построенные участки Тайшет-Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань. Все вместе они формируют нынешний БАМ - магистраль протяжённостью 4287 километров.
Почти десятилетие по глухим местам, где прежде не было никаких путей сообщения, комсомольско-молодёжными отрядами прокладывалась железная дорога. Наконец, 29 сентября 1984 года на берегу реки Сюльбан на севере Читинской области рельсы БАМа сомкнулись.
Молодёжные отряды со всех уголков страны участвовали в этой важнейшей всенародной стройке: так, крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан - Белоруссия, Уоян - Литва, Кичеру - Эстония, Таюру - Армения, Улькан - Азербайджан, Солони - Таджикистан, Алонку - Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Михайловцы тоже оставили на БАМе свой след. В юбилейный год сотрудники Поярковского музея начали сбор фотодокументального материала о жителях Михайловского района, принимавших участие в строительстве магистрали. В № 32 от 16 августа мы рассказали о Николае Доровских. Сегодня - новый герой.
Владимир ДУБЯНСКИЙ:
"Машинист поезда - это командир"
Владимир Васильевич родился 9 марта 1954 года в селе Пояркове Михайловского района. Учился в Поярковской средней школе, а после её окончания в 1971 году поступил в техническое училище города Белогорска на специальность "Помощник машиниста тепловоза".
В 1973-м был призван в армию. Службу проходил в селе Вятском, недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Вернувшись через два года в родное село, молодой человек устроился работать помощником машиниста на железнодорожную станцию Пояркова. Здесь же в местном автотранспортном предприятии освоил профессию водителя. Некоторое время даже работал на большегрузных автомобилях.
В селе в то время имелась небольшая музыкальная группа, в которой Владимир был гитаристом. Играли на танцплощадке, в ресторане. В один из таких вечеров он познакомился со своей будущей женой Татьяной. Она приехала в Поярково из Тынды учиться на продавца-товароведа. Через некоторое время поженились. Первенец Владислав появился тоже здесь. Спустя несколько лет Татьяна предложила переехать в Тынду. Что и было сделано в феврале 1985 года.
Владимир устроился помощником машиниста тепловоза в транспортную часть № 11 Тындинского локомотивного депо. Работал на станции Дипкун. "В то время восточный участок БАМа, Дипкун-Верхнезейск ещё достраивали, - вспоминает он. - Полотно было положено, но участки продолжали отсыпать, доводить до нужных скоростей. Пассажирские поезда там ещё не ходили, только рабочие железнодорожные путевые машины. Двигались медленно - всего 5 километров в час. Была организована так называемая турная езда. За нашим тепловозом были закреплены четыре бригады. В течение 7-10 дней две из них работали на участке, люди жили и готовили еду в "теплушке" - турном вагоне, затем их сменяли две другие бригады. Когда открыли сквозное движение, стало легче, наладился постоянный график работы. Сейчас по ветке, которую мы обслуживали, ходят современные мощные грузовые поезда, весом до 6000 тонн, на автоматике, оснащённые по последнему слову техники".
О своих бамовских временах Владимир Васильевич рассказывает с большой теплотой. Ему по-настоящему полюбился БАМ - с его суровой, по-своему прекрасной и щедрой природой, с уникальным укладом жизни. "Мы трудностей не замечали, закалённые были, - улыбается он. - Успели и в бараке с семьёй пожить, и суровую зиму, когда мороз минус 53, почувствовать. Везёшь сына на санках в садик - а он весь в инее. Зато сколько хорошего здесь было! Жизнь была весёлой и беззаботной, обеспечение - стабильным". Конечно, находились и те, кто жаловался, но они, по словам Владимира Васильевича, долго на БАМе не задерживались. "Мы молодые были, часто собирались вместе, отмечали праздники, - продолжает он. - В особом почёте был День железнодорожника - первое воскресенье августа. В свободное от работы время ягоды, грибы собирали, рыбалкой, спортом занимались". За достижения в спорте, кстати, Владимир Дубянский неоднократно отмечался грамотами. Достиг успехов и в труде - был победителем соцсоревнования.
В 1987 году после окончания в Тындинском профессионально-техническом училище № 7 курсов машинистов Владимир Васильевич получил квалификацию машиниста тепловоза."Машинист поезда - это командир, руководящее звено на железной дороге, - говорит он о специфике своей работы. - Здесь результативность меряется "от колеса", то есть количества перевезённого груза. И от того, как сработает машинист, зависит многое". Признаётся, что управлять пассажирскими поездами сложнее, чем грузовыми. "Ответственности и трудностей больше, - объясняет он. - Есть строгое расписание, от которого нельзя отклоняться, да и пассажиры бывают разные. У меня всякое было, даже стоп-кран срывали. Представьте, снег, метель, а я бегу в хвост поезда смотреть, что с тормозами случилось". Пожалуй, именно умение преодолевать такие трудности, хладнокровно действовать в любых обстоятельствах является качеством, незаменимым в этой сложной профессии.
В 50 лет Владимир Васильевич вышел на заслуженный отдых. Досрочный выход на пенсию - своего рода компенсация за тяжёлые условия и особый характер труда железнодорожников, занятых непосредственно на перевозке грузов и пассажиров. В 2012 году вернулся в Поярково. В настоящее время живёт активной общественной жизнью - участвует в культурных мероприятиях, защищает честь района на спортивных состязаниях.
Жалеет о том, что не уехал на БАМ раньше, в 1970-х, очень скучает по тому времени и признаётся: повторил бы бамовскую страницу своей жизни ещё раз, не задумываясь…