Проект был необходим для развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также для "обеспечения возрастающих перевозок грузов в этих районах". Речь шла об основном участке, протянувшемся от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре через северное побережье Байкала и реку Амур - отсюда и название магистрали. Железная дорога соединила ранее построенные участки Тайшет-Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань. Все вместе они формируют нынешний БАМ - магистраль протяжённостью 4287 километров.
Почти десятилетие по глухим местам, где прежде не было никаких путей сообщения, комсомольско-молодёжными отрядами прокладывалась железная дорога. Наконец, 29 сентября 1984 года на берегу реки Сюльбан на севере Читинской области рельсы БАМа сомкнулись.
Молодёжные отряды со всех уголков страны участвовали в этой важнейшей всенародной стройке: так, крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан - Белоруссия, Уоян - Литва, Кичеру - Эстония, Таюру - Армения, Улькан - Азербайджан, Солони - Таджикистан, Алонку - Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Михайловцы тоже оставили на БАМе свой след. В юбилейный год сотрудники Поярковского музея начали сбор фотодокументального материала о жителях Михайловского района, принимавших участие в строительстве магистрали. В этом номере мы открываем серию публикаций о них.
Николай Доровских: "Был всеобщий подъём…"
Николай Сергеевич Доровских родился 16 февраля 1953 года в селе Пояркове Михайловского района. После окончания средней школы в 1970 году устроился работать в ПМК-103 в цех по производству ЖБИ, здесь же освоил профессию сварщика. В 1971 году был призван в армию, служил в Хабаровском крае.
После службы, вернувшись в родное село, работал в Михайловской райсельхозтехнике. Но молодое сердце жаждало приключений, романтики - и их сполна подарил Николаю БАМ.
"Комсомольскую путёвку мне и брату вручили в райкоме в августе 1975-го, - вспоминает Николай Сергеевич. - До 1975 года амурчан на БАМ практически не брали, считалось, что в области и так не хватает рабочих рук. Строили приезжие ребята из других регионов".
По прибытии на участок под Тындой Николая определили сварщиком в механизированную колонну № 141. Здесь он трудился до 1979 года. "В нашем отряде было человек 50 - кроме поярковцев, ребята из Райчихинска, Благовещенска. Девчонки тоже приехали - их направляли туда, где физически полегче работать было, например, счетоводами. Жили мы в компактных посёлках, такие по всей стройке были. Семейным людям давали отдельный вагончик, а холостые жили в общих вагончиках по 8-10 человек".
Строительство БАМа проходило в исключительно суровых условиях, но, казалось, молодые люди их совсем не замечали. "Самой большой трудностью был, конечно, климат, мороз. В местечке Чара, например, расположенном недалеко от стыка границы Амурской области, Забайкалья и Якутии, на шкале термометра порой не хватало делений, такие морозы там были! - вспоминает Николай Сергеевич. - Иногда и деревья лопались, а на трассе камеры от колёс рассыпались в труху. Приходилось шевелиться, чтобы не замёрзнуть! Бывало и такое: натопишь с вечера котёл в вагончике, а утром встаёшь, видишь - в ведре вода замёрзла. Но мы эти трудности переносили легко. Был всеобщий эмоциональный, духовный подъём, да и молодые все были. Трудности проходят, а в памяти остаётся самое хорошее".
Бамовский быт у каждого был налажен по-своему. Кто-то готовил еду на приспособленных под плиту кирпичах, кто-то обогревался гирляндами из кипятильников и нагревателей, кто-то варил этими кипятильниками в стеклянных банках супы, у кого-то обед булькал на костре рядом с вагончиком... "Столовые на участках тоже имелись, - рассказывает Николай Сергеевич. - Но в них всегда столпотворение было. А когда ты где-нибудь на трассе, на участке - куда там до столовых. Вот и приспосабливались, как могли".
Трудился Николай Сергеевич в основном на западных участках Амурской области. "Ветку на восток строили военные, мы - на запад и участки рядом с Тындой. Занимались отсыпкой дороги, а также возводили полотно, - рассказывает он. - Работали в основном зимой, летом старались взять отпуск, чтобы отдохнуть с семьёй".
Со своей первой супругой Николай Доровских познакомился в райкоме комсомола здесь, на БАМе, в 1975 году. Она после окончания политехнического института приехала сюда работать комиссаром. В 1981 году молодая семья получила квартиру в Тынде. "Столицу БАМа строили москвичи, поэтому многие улицы в городе имеют московские названия. Есть здесь свой Арбат, Красная Пресня, на которой мы жили. Прекрасный город, большие многоэтажные дома. Но старшая дочь у нас всё же успела ощутить все прелести жизни в вагончике", - сетует Николай.
В свободное от работы время на БАМе бурлила жизнь. Авантюристы-студенты, палаточные лагеря, костры, песни под гитару… "Жизнь была интересной, молодые все, активные, - с улыбкой вспоминает Николай Сергеевич. - Особенно запомнились наши праздники на БАМе - 7 ноября, 1 мая всегда отмечались массово, с размахом. Много людей собиралось, на концертах выступали известные артисты. И фестиваль гитарной песни у нас проводился - "Огни магистрали", и различные соревнования, День физкультурника, например. Играли в хоккей, футбол, специально для этого спортзалы строились".
В общей сложности Николай Сергеевич отдал БАМу семнадцать лет своей жизни. После мехколонны с 1979-го по 1986 год трудился в ЦРММ (центральных ремонтных механических мастерских) треста БАМСтройМеханизации. В 1986-м уехал на Ямал, но пробыл там недолго и вновь вернулся на БАМ, где устроился в ДЭМ - дорожные экспериментальные мастерские. Работал он всегда добросовестно, за что неоднократно отмечался наградами, был победителем соцсоревнований, ударником коммунистического труда.
С 1992 года Николай Доровских живёт в Пояркове, но о бамовской странице своей жизни всегда вспоминает с улыбкой и благодарностью. "Недавно проезжал по местам своей молодости, ездил в гости к друзьям, которые остались на БАМе, и удивлялся - как мы тут вообще жили? От трассы 200 километров! Хотя я ни о чём не жалею - приобрёл на БАМе бесценный опыт, поездил по стране, посмотрел, что и как". Николаю Сергеевичу, как тысячам другим представителям молодого поколения 1970-х, посчастливилось стать частью истории великой страны, частью грандиозного события - строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и этим он по праву может гордиться.