Они прибыли в наше село с ознакомительными целями - посмотреть техническое оборудование станции Поярково и увидеть, как и чем живут сельчане.
Гости побывали на железнодорожной станции, пограничной заставе, на берегу р. Амур, посетили Поярковский районный краеведческий музей, работники которого провели для них обзорную экскурсию, особое внимание уделив выставке, подготовленной специально к их приезду. В стеклопакетах были представлены фотографии и документы, на манекенах - спецодежда, на подиуме и в витрине расположились интересные предметы.
- Вот, например, сигнальный рожок, - рассказывает директор музея Е.Д. Леонова. - Его раньше, в 1940-1980-х годах, использовали составители поездов для подачи сигналов машинисту: 3 коротких гудка - требование остановки, 2 - движение назад, а 1 длинный гудок - разрешение двигаться. Во время экскурсии мы использовали его, извлекая звуки, что очень живо воспринималось нашими гостями. Или вот ещё один редкий предмет - билет-проводник. Его вручал машинисту дежурный стрелочного поста в случае неисправности семафора, и билет разрешал поезду двигаться дальше. В стеклопакетах собраны фотографии сотрудников, работавших на железнодорожной станции в разное время. Вот, к примеру, фотография Натальи Ювенальевны Синяковой. Она трудилась на станции 29 лет, из них 26 - начальником.
С интересом выслушали гости и историю железнодорожной станции "Поярково". Оказывается, строительство железнодорожной ветки стратегического назначения "Завитая-Поярково" началось ещё в 1936 году. Через три года она дошла до Воскресеновки. Здесь построили добротное, с прицелом на долгие годы эксплуатации, каменное здание вокзала. В 1941 году железнодорожный путь достиг Пояркова, его довели до пристани, а вот построить настоящий вокзал не успели - помешала война. Так и осталась в районном центре маленькая деревянная станция. Недалеко от неё расположился дом бригад, где машинисты паровозов, их помощники и кочегары могли отдохнуть во время небольшого перерыва. В августе 1941 года в Поярково пришёл первый железнодорожный состав.
После войны объём перевозок ежегодно рос. Создавались новые совхозы, увеличивалось число предприятий. Услугами железной дороги пользовались Михайловская и Константиновская заготконторы, потребительские общества. Во время уборочной страды станция работала в три смены, доставляя для Поярковского элеватора порожние вагоны, составляя "хлебные" поезда. В разные уголки Советского Союза со станции Поярково уходили картофель, овощи, зерно, соя. Для речного порта "Поярково" получали 50-вагонные составы с углём. В лучшие времена отгружали до миллиона тонн топлива в год.
В 1960-х годах в строй была введена контейнерная площадка с двумя козловыми кранами, что заметно увеличило пропускную способность станции. В распоряжении железнодорожников находились два маневровых тепловоза. Ежедневно между Поярковом и Благовещенском курсировал пригородный поезд. Бесперебойную работу станции обеспечивали около 70-ти железнодорожников.
К концу прошлого столетия объём перевозок стал постепенно сокращаться. Например, в 1990 году он составлял 150 тысяч тонн грузов, а к 1997 году сократился в 8 раз. Если в 1990 году в летнее время в сутки разгружалось по 200 вагонов, в зимнее - 50, то в 1997 году - 30 и 5 соответственно. Уменьшилось и количество работавших железнодорожников: с 56 человек в 1990 году до 35 - в 1998 году. В 2006 году - около 20 работников. С мая 2003 года прекратились пассажирские перевозки.
Но, несмотря на сегодняшние трудности, железнодорожная станция продолжает работать: принимает уголь для пограничных частей, расположенных по побережью Амура, перегружает его на корабли речного флота для отправки в город Хабаровск, доставляет удобрения для фермерских хозяйств, а также отгружает зерновые культуры.
Чтобы ближе познакомить гостей с селом и его жителями, музейщики организовали автобусную экскурсию, во время которой те посмотрели православный приход в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского, среднюю школу, побывали на усадьбе Галины Васильевны Лановой и у частного коллекционера Валерия Алексеевича Леонова, где увидели образцы теле- и радиотехники 1950-2000-х годов. Гости остались довольны посещением Пояркова, от всей души благодарили организаторов и оставили памятную запись в музейной "Книге отзывов".
Для интересующихся краеведением сообщаем, что выставка "Живые сердца стальных магистралей", посвящённая истории железнодорожной станции, будет работать ещё в течение месяца. Приходите в музей!