Основные торжества прошли в июле в городе Тынде. Но люди, которые трудились на крупнейшей комсомольско-молодёжной стройке XX века, живут не только в бамовских городах и посёлках, но и в других населённых пунктах Амурской области, Дальнего Востока и России. В их воспоминаниях БАМ - это не только и не столько непростые климатические условия и напряжённый труд, главное - это романтика и незабываемые впечатления, ведь БАМ - это дорога их молодости.
Вспомнить свою молодость и поделиться пережитым с земляками, школьниками 29 ноября в Поярковский районный краеведческий музей пришли участники строительства БАМа Владимир Васильевич Дубянский, Николай Владимирович Черемисин, Надежда Ивановна Крупская.
- 8 июля 1974 года ЦК КПСС и Советом министров СССР было подписано постановление о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, - начали исторический экскурс ведущие мероприятия Мария Мазур и Елена Леонова. - Проект был необходим для развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также для "обеспечения возрастающих перевозок грузов в этих районах". Речь шла об основном участке, протянувшемся от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре через северное побережье Байкала и реку Амур - отсюда и название магистрали. Железная дорога соединила ранее построенные участки Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Все вместе они формируют магистраль протяжённостью 4287 километров.
БАМ не зря называли стройкой века. По объему строительно-монтажных работ, сложности инженерных сооружений, применению новейших строительных машин ей не было равных в мире. Трасса проходит в гористой местности, прорезая семь горных хребтов, а также пересекает 11 крупных рек. Всего на ней построено 2230 больших и малых мостов, возведено более 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков. Почти десятилетие по глухим местам, где прежде не было никаких путей сообщения, комсомольско-молодёжными отрядами прокладывалась железная дорога. 29 сентября 1984 года на берегу реки Сюльбан на севере Читинской области рельсы БАМа сомкнулись.
Ведущие рассказали о земляках-михайловцах, в разное время строивших железнодорожную магистраль, - Сергее и Николае Доровских, Владимире Дубянском, Галине Кабановой, Надежде Крупской, супругах Валентине и Николае Орловых, Виталии Безрукове, Николае Черемисине, Алексее Семенюте (материалы о некоторых из них ранее были опубликованы в газете "Михайловский вестник" - Прим. автора). Например, В. Безруков, Н. Черемисин, А. Семенюта участвовали в строительстве магистрали в период действительной службы в армии. Виталий Павлович был командиром автомобильного отделения, бойцы которого перевозили грунт, отсыпали ж/д полотно.
Николай Владимирович управлял экскаватором, имел шестой, высший, разряд. Основная работа заключалась в погрузке на грузовые машины породы после взрыва скалистой сопки, которую определяли геодезисты. Этот грунт КрАЗами доставляли на отсыпку железнодорожного полотна у мостов. Гравий для отсыпки остального пути брали в речке.
Алексей Юрьевич тоже трудился на экскаваторе. В 1984 году во время стыковки железнодорожного полотна у разъезда Мирошниченко именно ему было поручено насыпать последние кубы грунта в основание дороги.
Представительницы прекрасного пола также ударно работали на молодёжной стройке, не чураясь тяжёлого, по нынешним меркам, исключительно мужского, труда. Галина Анатольевна Кабанова начинала учеником штукатура-маляра. В бригаде занималась отделкой зданий. С января по март группа молодых девчат, не имеющих профессию, сколачивали на морозе поддоны для кирпичей. Затем Галину пригласили на работу монтёром пути в бригаду прославленного Героя Социалистического Труда Виктора Лакомова. В обязанности монтёра входило подсыпать лопатами гравий, щебень, скреплять шпалы металлическими скобами, вбивая их специальными тяжёлыми молотками особым способом.
Надежда Ивановна Крупская на БАМ приехала в 1980 году после окончания Благовещенского техникума физической культуры. Сначала работала по специальности - методистом по спорту, потом освоила новые профессии - кочегара и штукатура-маляра. Трудилась на строительстве станции Чара, аэропорта Чульман в 40 километрах от Нерюнгри. Надежда Ивановна научилась штукатурить, класть плитку. "На взлётно-посадочной полосе в Чульмане на арматурную сетку машиной выкладывали бетон, а мы вручную его заглаживали", - вспоминает она. Сейчас Надежда Ивановна живёт в с. Дубовое, а Галина Анатольевна - в с. Зелёный Бор.
Много интересных моментов из своей комсомольской юности рассказали присутствующим Николай Черемисин и Владимир Дубянский. Например, о неожиданных и не всегда приятных встречах строителей с дикими зверями.
Своими мыслями о значении БАМа и подвиге бамовцев поделилась учащаяся 11 класса Поярковской школы Валентина Букреева, участвовавшая в совместном проекте по сбору материалов о строителях магистрали с педагогами Л.А. Меньших и Н.Н. Захарчук. Для героев мероприятия и гостей - участниц клуба "Землячка" под руководством Т.В. Найдёновой и обучающихся Поярковской СОШ № 1 - с музыкальными номерами выступил хор "Подруги" (художественный руководитель А.Г. Зинченко). Задорные "Бамовские частушки" исполнили юные артистки Вика Пиманова, Влада Мазур и Варвара Шеповалова. Микс из песен, посвящённых БАМу, под гитару спел Владимир Дубянский.
К знаменательной дате коллектив музея подготовил выставку "Мы тоже строили БАМ", где представлены фотографии, документы, личные альбомы строителей, а также книги, открытки, плакаты, сувениры, медали, значки, грампластинки по данной теме. Присутствующим гостям директор музея Е.Д. Леонова вручила на память брошюру с одноимённым названием.