Как-то она пришла в наш музей, прочитав заметку в районной газете о работниках железнодорожной станции Поярково, решив добавить исторического материала об этой организации и её людях.
Теперь в нашем музее есть прекрасная таблица, составленная с помощью Елены Фёдоровны, о семейных династиях железнодорожной станции Поярково с указанием полных имён, дат, должностей, а также фотографии и некоторые предметы на тему железной дороги.
Несколько поколений стали железнодорожниками из семей Зяблицевых, Черновых (Копыловых), Зелезинских, Гутник, Мигаль.
Самая многочисленная семья, трудившаяся на станции, - семья Потапенко. Отец, Фёдор Трофимович, был сигналистом (стрелочником), составителем составов, весовщиком, приёмосдатчиком. Мама, Ефросинья Степановна, работала кочегаром котельной погрузучастка, обслуживающим персоналом душа. Сын Василий начинал с кочегара паровоза, затем стал помощником машиниста, машинистом паровоза и тепловоза. Сын Николай - помощник машиниста, машинист тепловоза. Дочь Елена - приёмосдатчик, кочегар, дежурная по Дому бригад.
Елена Фёдоровна родилась в городе Райчихинске, где родители, бывшие жители Украины, познакомились и поженились в 1941 году. В их семье родилось семеро детей, двое из которых уже ушли из жизни.
В 1951 году семья переехала в Поярково из-за загазованности Райчихинска, размещённого в котловане. Ехали вместе со всем хозяйством в вагоне-теплушке: коровой, поросятами, курами, собакой.
Сначала заселились в барак и начали строить своё жильё. Через три месяца перешли в свой дом, возведённый с помощью коллег-железнодорожников. Он был первым на улице Станционной (бывшей Вокзальной). Соседи подарили на новоселье кошку, которая первой переступила домашний порог.
Ребятишки росли практически на улице. Играли в лапту, бей-беги. А однажды в конце 1950-х годов отец приехал домой на велосипеде "Урал", о котором они и мечтать-то не могли! Добирался на нём аж от самого Райчихинска по новой автодороге. Вся улица каталась на этом великолепном транспорте! Отец приобрёл его не только для детей, но и для личного пользования: ездить в центр Пояркова по делам, на партсобрания, в магазины.
Большая семья кормилась с огорода в 20 соток, 30 соток в поле. Постоянно держали личное подсобное хозяйство - корову, свиней, баранов, гусей, кур. Только картошки накапывали по 100 мешков. Дети, конечно, были приучены выполнять домашние дела беспрекословно. Собирали ягоду голубику, росшую совсем рядом, ходили за грибами.
Отец был мастером на все руки: изготавливал мебель, сделал лодку своими руками. На ней на Амуре в районе нынешнего элеватора, где раньше была застава, ставил перемёты, в которые попадались осетры, сазаны, сомы, плети, касатки, караси. Перемёт состоял из металлического троса, на который навешивался поводок из лески, дратвы (ниток, смазанных варом). На каждом поводке - крючок с приманкой, которая была особой для каждого вида рыбы.
Обувь буквально горела на быстрых детских ногах. Соседи Мигаль шили тапочки из голенищ кирзовых сапог. Буквально вся улица бегала в их изделиях. В холодное время года умельцы изготавливали унтики из старых шуб и пальто.
В 1953 году Елена пошла учиться в первый класс начальной школы, которая располагалась на территории нынешнего сбербанка.
Ходили в школу пешком по рельсам до самой школы: впереди старший брат, за ним - малыши. Первой учительницей была Анна Ивановна Кордова. Посещали только уроки. На мероприятия, даже на Новогоднюю ёлку, не оставались, так как до дома добираться было далеко и долго.
Когда перешла в пятый класс, стала ходить в двухэтажную деревянную школу. Директор школы был очень строгий и мальчишек за провинности мог строго наказать, схватив за ухо. Классным руководителем была Надежда Ивановна Домброва. Русский язык и литературу преподавала Шиянова (сменившая фамилию на Мартышко) Антонина Васильевна, математику - Алексей Иванович Черемисин, физику - Николай Иванович Жмурко, историю - Виталий Иванович Батрак, географию - Зоя Митрофановна Подорожная (в замужестве - Батрак).
В средней школе я уже принимала участие в общественной работе. Была принята в пионеры. Даже два месяца исполняла поручение быть пионервожатой. Собирали металлолом и макулатуру. Ухаживали за садом, располагавшемся на территории нынешней начальной школы по улице Садовой. Там росли яблони, вишня, смородина, малина. Радовало глаз большое количество цветов: майоры (циния), бархатцы, настурция, астры, маки.
Последний, 11-й, школьный класс оканчивала в вечерней школе.
В 1963 году пошла работать на хлебоприёмный пункт, деревянные склады которого размещались на территории сегодняшнего элеватора, но ближе к речному порту. Её взяли рабочей по складу. Разгружали машины с зерном. С помощью совка перебрасывали зерно для вентилирования.
Осенью этого же года пошла разносить почтовую корреспонденцию.
На следующий год вышла замуж за Ивана Петровича Денисова. С ним она познакомилась на танцах (тырлах), проходивших на деревянной танцплощадке в поселковом парке. Здесь же было выделено место под крышей для музыкантов.
Муж работал водителем ЗИЛа в автоколонне СМУ, затем в строительных организациях СУ-5 (ПМК-469), МПМК (начальники - Подгайный, Гордиенко). В 1970-х годах стал электриком.
Вместе прожили около 55 лет. Вырастили троих дочерей: Светлану, Наталью и Людмилу.
После первого декретного отпуска вышла на работу сигналистом (стрелочником) железнодорожной станции Поярково. Пока дети были маленькие, уходила на должность швеи-мотористки в цех массового пошива комбината бытового обслуживания, кладовщиком, приёмосдатчиком угля райтопсбыта. В 1974 году вновь пришла на железную дорогу, с которой связано 25 лет трудового стажа.
Елена Фёдоровна передала в музей предметы, имеющие историческое значение - пуговицы от пальто 1930-х годов, а также форменные пуговицы с символом железнодорожников - скрещёнными молотком и разводным, "французским" ключом, кокарду и шеврон с техническими знаками.