Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе - 1,5-2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то даже и весь учебный год.
Сегодня об особенностях адаптации первоклассников к школе мы говорим с педагогом-психологом МУ "Методический центр" Натальей ГРИГОРЬЕВОЙ.
- Наталья Николаевна, как с точки зрения психологии как науки происходит адаптация вчерашних дошкольников к обучению в школе?
- Психологи выделяют три основных этапа физиологической адаптации. Первый - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. На втором этапе наблюдается неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные, или близкие к оптимальным, варианты реакций на эти воздействия. Третий период - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трёх фаз адаптации - 5-6 недель, то есть этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4-я недели.
- Чем же всё-таки характеризуются первые недели обучения?
- Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения всех систем. По интенсивности и напряжённости изменения, происходящие в организме ребёнка на уроках в течение первых недель, можно сравнить с действием экстремальных условий на взрослый, хорошо тренированный организм. Известно, что возможности детского организма далеко не безграничны и длительное напряжение приводит к утомлению. Утомление, которое не компенсируется отдыхом, неизбежно ведёт к переутомлению и грозит срывом здоровья. На протяжении всего периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Первая группа детей (53%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, то есть примерно за тот же период, когда проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Вторая группа детей (39%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми - они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или их реакция - слёзы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа (8%) - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Кроме того, они не усваивают учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они "мешают работать в классе", "третируют детей", их реакции непредсказуемы, а некоторые проблемы, накапливаясь, становятся комплексными. Необходимо обратить особое внимание на то, что за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится, плохим поведением ребёнка, могут быть самые разные причины.
- Можете уточнить, какие причины?
- Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать, например, учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются у так называемых просто "перегруженных" детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками. Основная причина нарушения и физиологической, и психологической адаптации в этих случаях - постоянное действие стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети живут в ситуации цейтнота и в школе, и дома. Они вынуждены работать в несвойственном им очень быстром темпе. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
- А в каком случае мы можем говорить, что адаптация к школе ребёнка прошла успешно и он стал учеником?
- Основными показателями благоприятной психологической адаптации являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности. Хочу подчеркнуть, что успешность и безболезненность адаптации ребёнка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов, то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идёт с большим напряжением. У трети "неготовых" детей уже в начале года отмечаются неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, ещё больше отстают от сверстников.
- Наталья Николаевна, и последний вопрос: на какие моменты стоит обратить внимание родителям первоклассников в период адаптации ребёнка к школе?
- Немаловажным фактором успешной адаптации первоклассника является поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Прежде всего, взрослым стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра компьютерных игр до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите ему "Доброе утро!" - и собирайтесь в школу без суеты. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!"). Составьте вместе с ребёнком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребёнку обязанность собирать портфель самостоятельно. Не говорите малышу на прощание фразы типа "смотри, не балуйся". Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом - ведь у него впереди трудный день. Приучайте ребёнка спокойно сидеть и работать в течение определённого времени при выполнении домашнего задания.
- Спасибо, Наталья Николаевна, за советы и объяснение. Будем надеяться, что они помогут родителям сориентироваться в непростой ситуации, а первоклассникам быстрее и легче пережить период адаптации к школе.