Почему по серьёзности переход учеников из начального звена школы в среднее не уступает по значимости ситуации поступления ребёнка в первый класс? С чем это связано? Эти и другие вопросы мы задали педагогу-психологу МУ "Методический центр" Наталье ГРИГОРЬЕВОЙ.
- Возраст 10-11 лет, который соответствует 5 классу, с точки зрения психологов является достаточно стабильным и благоприятным возрастом перехода в подростковый период. В этом возрасте поведение детей можно охарактеризовать как уравновешенное и спокойное. Дети открыто и доверчиво относятся к взрослым, ждут от них помощи и поддержки, что создаёт большие возможности для дальнейшего их воспитания.
К концу обучения в начальной школе интерес детей к учёбе несколько снижается. В 5-х классах происходит обратный процесс - этот негатив к обучению сменяется ожиданием перемен, надеждами, что в школе станет интересно. Это проявляется даже у учащихся, которые в начальной школе были неуспешны. Практика показывает, что большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что они уже не маленькие. Кроме того, определённая часть детей осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить несложившиеся отношения с педагогами.
У учащихся 5-х классов очень сильно выражено эмоциональное отношение к любому виду деятельности, которое они выполняют, в том числе и к учебным предметам. Ученики считают себя способными к любому предмету, причём показателем служит отношение самого учащегося к данному предмету. Такое отношение создаёт благоприятные условия для стимулирования познавательной активности, развития способностей, умений, интересов.
Но вместе с тем на фоне таких предпосылок именно у пятиклассников возникают значительные трудности. Это и новая организация учёбы (надо искать кабинеты, сидим за партами не как хотим), и сложные учебные предметы (математика, русский язык). Также в пятом классе школьники впервые оказываются в ситуации, когда необходимо на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Трудности могут быть связаны и с возникновением ощущения одиночества ("никому из взрослых я не нужен") или, наоборот, от внезапной свободы они бегают по школе, исследуя тайные уголки, иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определённой части детей от взрослых, прилипчивость к классному руководителю, плач, капризы.
Среди других трудностей, на которые указывают дети, - трудно учиться, устаём, не хватает времени, у каждого учителя свои требования. Перечень таких трудностей, как правило, одинаковый. И все они связаны с коренными, резкими изменениями, произошедшими в учебной жизни детей и требующими некоторое время для приспособления или адаптации. Оттого, насколько благоприятно пройдёт адаптация ребёнка к новым условиям, будут зависеть его последующие успехи в школе.
- Наталья Николаевна, что же происходит в период адаптации с пятиклассником?
- Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, развязными, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учёбы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
- А как родителям можно понять, что ребёнок испытывает определённые трудности при адаптации?
- К признакам возникшей дезадаптации школьника можно отнести усталый, утомлённый вид ребёнка, его нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне, нежелание выполнять домашние задания, стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников, беспокойный ночной сон, трудности утреннего пробуждения, вялость, постоянные жалобы на плохое самочувствие. Если один или несколько признаков дезадаптации присутствуют в поведении вашего ребёнка, стоит обратить на это пристальное внимание и помочь ему преодолеть сложный период жизни.
- Чем конкретно родители могут помочь своему ребёнку?
- Во-первых, важно обеспечить ему спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим дня, создать необходимые условия для полноценного отдыха в свободное от учёбы время (посещение спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т.д.). Учите ребёнка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, готовить рабочее место, собирать всё необходимое для школы). Помогите сыну или дочери запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, формируйте положительное отношение к школе и педагогам. Учитывайте и вникайте в трудности, с которыми сталкивается ребёнок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывайте ребёнку в необходимой помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. И самое главное, верьте в своего ребёнка, опирайтесь на его реальные возможности, а не на собственные амбиции и желания, обеспечивайте ему эмоциональный комфорт дома.
- Наверное, в сложных ситуациях стоит обратиться за помощью к учителям?
- Если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем, то, конечно, без колебаний побеседуйте с учителем. Даже если нет особых поводов для беспокойства, всё равно проконсультируйтесь. Во время беседы с учителем выразите своё стремление сделать всё возможное для того, чтоб улучшить школьную жизнь ребёнка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат. И самое главное, помните, что ответственность за воспитание вашего ребёнка несёте именно вы - не перекладывайте эту обязанность на школу.
- Спасибо, Наталья Николаевна, за обстоятельную беседу.