14 мая в зале заседаний администрации Параньгинского района состоялась встреча заместителя руководителя начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Марий Эл Оксаны Ерошкиной с жителями, предпринимателями и представителями органов местного самоуправления нашего района.
В ходе встречи Оксана Вадимовна разъяснила, какие нарушения антимонопольного законодательства выявляются в Республике Марий Эл и ответила на интересующие собравшихся вопросы. А вниманию читателей районной газеты предлагаем интервью с О.В.Ерошкиной.
- Добрый день, Оксана Вадимовна! В каких сферах в Республике Марий Эл наиболее часто нарушается антимонопольное законодательство?
- Марийским УФАС России на протяжении многих лет нарушения антимонопольного законодательства выявляются на рынках оказания транспортных услуг, в сферах жилищно-коммунального хозяйства и при осуществлении государственных закупок.
- Какие нарушения в сфере государственных закупок Вы бы могли назвать самыми частыми?
- В большинстве случаев нарушения в сфере государственных закупок совершаются в связи со стремительными изменениями законодательства о контрактной системе и не своевременным отслеживанием заказчиками данных изменений.
Среди наиболее частых выявляемых нарушений можно отметить неразмещение в реестре контрактов документов о приемке, несоблюдение процедуры расторжения и закрытия контракта, неразмещение проекта сметы контракта в составе документации о закупке, устанавливаются факты подписания документов о приемке, несмотря на невыполнение работ в полном объеме.
- Как много нарушений в сфере рекламы фиксируется в нашей республике и каких из них больше всего?
- Вопрос соблюдения законодательства о рекламе в настоящее время является актуальным, в связи с чем Марийским УФАС России на 2021 год одной из тем специализации выбрана тема "Контроль за соблюдением законодательства при размещении наружной рекламы", поскольку от размещения той или иной рекламы зависит продвижение товаров и финансовое благополучие бизнеса, и в свою очередь реклама должна быть надлежащей, не вводить потребителей в заблуждение и не призывать к потреблению вредных товаров, влияющих на здоровье граждан.
За истекший период 2021 года вынесено 24 решения о признании нарушения Закона о рекламе. Среди частых нарушений можно отметить рекламу финансовых услуг, размещаемую без указания всех существенных условий, а также наружную рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей (трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов), которая в соответствии с Законом о рекламе запрещена.
Марийское УФАС России боролось, борется и будет бороться с размещением ненадлежащей рекламы и размещением рекламы, находящейся под запретом, в целях защиты прав граждан, являющихся потенциальными потребителями данных товаров и услуг.
- Как Вы узнаете о нарушениях? Можете реагировать только при поступлении жалобы или есть какие-то другие методы?
- В большинстве случаев антимонопольным органом нарушения законодательства выявляются в ходе рассмотрения поступающих жалоб со стороны физических и юридических лиц.
Кроме того, в Марийское УФАС России поступают материалы, содержащие признаки нарушения законодательства, со стороны иных органов государственной власти.
В ходе рассмотрения как заявлений, так и поступающих материалов в ряде случаев Марийским УФАС России устанавливаются и иные нарушения, о которых лицами не сообщается.
Также территориальному органу поступают поручения о проведении соответствующих контрольных мероприятий в различных сферах, по итогам которых устанавливаются либо не устанавливаются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, антимонопольным органом самостоятельно проводятся мониторинги соблюдения лицами антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе.
В целом можно сказать, что Марийское УФАС России действует в рамках полномочий, определенных для территориального органа.
- Марийское территориальное управление ГКАП РСФСР образовано 17 октября 1991 года. В этом году у Марийского УФАС России юбилей – 30 лет. За это время Ваше ведомство провело значительную работу в целях развития конкуренции. Расскажите, пожалуйста, о том, какая работа планируется в регионе на развитие конкуренции в дальнейшем?
- Деятельность Марийского УФАС России связана почти со всеми сферами функционирования и работы Республики – это рассмотрение важных и социально значимых вопросов для столицы, возбуждение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, проведение семинаров и круглых столов. В данном направлении ведомство работает с момента своего создания.
В настоящее время в Республике Марий Эл утверждены 34 ключевых показателя развития конкуренции в регионе, т.е. определены товарные рынки, на которых будет обеспечена конкуренция для коммерческих организаций. Марийское УФАС России ведет работу в данном направлении и планирует в дальнейшем способствовать развитию конкуренции в Республике.
В связи с этим можно выделить следующие основные цели и задачи для Марийского УФАС России: защита и развитие конкуренции на товарных рынках. При этом одними из приоритетных направлений являются рынки пассажирских перевозок Республики Марий Эл, передача электрической и тепловой энергии, а также создание условий для недискриминационного доступа к сетям топливно-энергетического комплекса региона; пресечение фактов антиконкурентных соглашений на основных социально значимых рынках Республики Марий Эл, что позволит повысить уровень конкуренции в регионе, а также снизить затраты бюджета и потребителей услуг; развитие законодательства и повышение эффективности госзакупок; повышение эффективности проведения торгов; совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества; снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Спасибо.