Конституция Российской федерации провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы. Их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. В соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Статьей 12 вышеуказанного нормативного правового акта на
полицию возложены обязанности по приему и регистрации (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; по выдаче заявителям на основании личных обращений уведомлений о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; по осуществлению в соответствии с подведомственностью проверки заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Укрепление учетно-регистрационной дисциплины как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней и относится к приоритетному направлению в деятельности правоохранительных органов внутренних дел, а соблюдение законности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является определяющим критерием оценки оперативно-служебной
деятельности.
Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также порядок ведомственного контроля за его соблюдением регламентируется приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 Сообщения и заявления граждан принимаются в дежурной части МО МВД России "Октябрьский" круглосуточно. Все поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения проис-
шествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления должны быть зарегистрированы. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, с нарочным, по почте, телефону дежурной части, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи. Кроме того, у граждан имеется возможность сообщить о случившемся происшествии через сайт УМВД России по Амурской области (28.мвд.рф – раздел "Прием сообщений"), при этом сообщение не должно быть анонимным (то есть без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен
быть направлен ответ).
Сообщения либо заявления граждан кроме сотрудников дежурной части и участковых уполномоченных полиции вправе принять любой сотрудник полиции. Сотрудники полиции не вправе отказывать в приеме сообщений и заявлений под предлогом обслуживания другой территории, работы в другом подразделении и по другим причинам. Отказ или препятствование в регистрации заявления граждан сотрудниками полиции является грубым должностным правонарушением. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях в обязательном порядке передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
При личном обращении гражданина в дежурную часть с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, оперативный дежурный дежурной части, принявший данное заявление от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в Книге учета сообщений и заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП), в обязательном порядке обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона- уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. В талоне- уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление, регистрационный номер КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного
дежурного. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства.
Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений граждан. Каждое поступившее сообщение (заявление), зарегистрированное в КУСП, должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки.
Срок рассмотрения по сообщениям о преступлениях определен в статье 144 УПК Российской Федерации. Сотрудник, осуществляющий проведение доследственной проверки по сообщению (заявлению), обязан принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
В определенных законодательствах случаях срок рассмотрения может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
Срок рассмотрения сообщений об административных правонарушениях и происшествиях исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований ч. 3 ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 2 мая
2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Информация о принятом решении по сообщению в обязательном порядке должна быть направлена в течение 24 часов с момента его принятия заявителю.
Следует напомнить, что эффективность работы сотрудников полиции напрямую зависит и от того, насколько активно граждане будут сообщать об известных им фактах преступной деятельности. Лишь своевременное сообщение в полицию о совершенных противоправных деяниях позволяют правоохранителям действовать быстро, эффективно, раскрывать "по горячим" следам преступления и задерживать подозреваемых.
Если гражданин стал жертвой противоправного деяния, то ему незамедлительно необходимо сообщить о случившемся в полицию по телефону "02" ("102" - с мобильного), либо позвонить на номер телефона
дежурной части МО МВД России "Октябрьский" по номеру 8(41652) 22-5- 22 Оперативный дежурный, приняв поступившее сообщение, выяснив обстоятельства произошедшего, оценив ситуацию, организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы либо направит сотрудника
полиции для разбирательства.
В случае, выявления фактов, связанных с отказом в принятии или регистрации заявления (сообщения) от гражданина, необоснованным принятием решения, нарушением сроков проверки, отсутствием уведомления о результатах разрешения заявлений (сообщений) гражданину, руководством
МО МВД России "Октябрьский" дается принципиальная оценка действиям ответственных должностных лиц.
По вопросам обжалования действий сотрудников МО МВД России "Октябрьский", связанных с приемом, регистрацией и разрешением заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных
правонарушениях, о происшествиях гражданин может обратиться к руководителям территориального органа внутренних дел в ходе личного приема или по почте. Можно обратиться по "телефону доверия" УМВД России по Амурской области по номеру (8(4162) 59-40-59) – он включен в
систему "горячей линии МВД России", а также обжаловать действия сотрудников полиции в прокуратуру или суд.
Юлия Иванченко, заместитель начальника МО МВД России "Октябрьский"
капитан внутренней службы