Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

«Наша жизнь» Общественно-политическая газета Октябрьского района Амурской области

676630, Амурская область, Октябрьский район, с.Екатеринославка, ул.Ленина,63
телефон: +7 (41652) 2-22-81
e-mail: Nashagizn1@yandex.ru

"За далью – Даль"

Как девятиклассники открыли для себя сокровищницу русского языка.

В тишине центральной библиотеки, где обычно слышен лишь шелест страниц, в этот день царили оживленные голоса и азартные споры. Ученики 9-х классов стали участниками уникальной библиографической игры "За далью – Даль", которая превратила знакомство с классическим трудом в увлекательное путешествие по просторам родной речи.

Мероприятие началось не с игры, а с погружения в историю. Библиотекарь – Тамара Олеговна, познакомила ребят с удивительной личностью Владимира Ивановича Даля. Школьники с интересом узнали, что этот человек был не только создателем знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка", но и моряком, врачом, хирургом, писателем (под псевдонимом Казак Луганский), этнографом и близким другом Александра Пушкина. Его многогранная жизнь сама по себе стала для многих открытием.

Особый акцент был сделан на главном деле всей его жизни – Словаре. Ребята узнали, что это не просто перечень слов с определениями. Это настоящая энциклопедия русской народной жизни XIX века, на создание которой ушло 53 года. Более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок – цифры, которые красноречиво говорят о титаническом труде Даля. Библиотекарь подчеркнула, что Даль не придумывал слова, а собирал их, как драгоценные крупицы, по всей России, сохраняя для будущих поколений живой, образный язык народа.

Суть игры заключалась в практическом применении этого грандиозного труда. Ученики были разделены на 4 команды, каждая из которых получила свой том бесценного словаря. Тяжелые, с пожелтевшими от времени страницами, эти книги стали для ребят главным инструментом и проводником в прошлое. Задания были построены таким образом, что просто "заглянуть в ответ" было невозможно. Требовалось понять логику построения словаря Даля, его систему, научиться читать его пометы и толкования. Это был квест на эрудицию, внимательность и командную работу.

Игра состояла из пяти тематических туров, каждый из которых открывал новую грань творчества Владимира Ивановича и русского языка.

1. Даль природная. В этом туре команды искали старинные названия растений, явлений природы и животных. Что такое "замолаживать" (о погоде: пасмурнеть, клониться к ненастью) или "лебедь" в народной речи? Ребята с удивлением обнаруживали, как поэтично и точно народный язык описывал окружающий мир.

2. Даль литературная. Этот раунд был посвящен связям Даля с литературой. Школьники вспоминали его дружбу с Пушкиным и искали в словаре значения устаревших слов из произведений классиков. Это помогло им лучше понять тексты, которые они проходят на уроках, и увидеть, как словарь может быть ключом к пониманию литературных шедевров.

3. Даль историческая. Здесь участники игры перенеслись в быт и уклад жизни своих предков. Они искали значения слов, связанных с ремеслами, одеждой, предметами обихода и социальным устройством Руси. Такие понятия, как "гривна", "кафтан" или "светлица", обретали не просто определения, а исторический контекст, оживая на страницах словаря.

4. Даль сказочная. Владимир Даль был страстным собирателем фольклора. В этом туре командам предстояло работать с его знаменитыми "Сказками", находить значения диалектных или вышедших из употребления слов, которые встречаются в этих произведениях. Этот раунд показал, что сказки – это не просто развлечение, а кладезь народной мудрости и языка.

5. Даль мистическая. Завершающий тур добавил нотку таинственности. Ребята исследовали слова, связанные с поверьями, обрядами, мифическими существами и всем необъяснимым, во что верили наши предки. Это позволило взглянуть на язык как на отражение мифологического сознания народа.

На протяжении всей игры в библиотеке царила атмосфера настоящего интеллектуального поиска. Работа с первоисточником, а не с цифровой копией, дала ребятам особое ощущение причастности к истории.

По итогам пяти туров были определены команды-победители, но главный результат был не в баллах. Уходя из библиотеки, девятиклассники уносили с собой не только хорошее настроение, но и новое, уважительное отношение к русскому языку. Они на собственном опыте убедились, что словарь Даля – это не пыльный артефакт, а живой, увлекательный и бездонный мир.

Подобные мероприятия доказывают, что библиотека сегодня – это не просто хранилище книг, а современное образовательное и культурное пространство. Где еще, как не здесь, можно вот так, взяв в руки настоящий том, прикоснуться к наследию великого человека и понять, что за привычными словами скрывается целая вселенная – "даль", которую нам подарил Даль.

Автор: Бусовикова Тамара, библиотекарь детского отдела

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 17

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика