- Виктор Валентинович, с чего началась новейшая история местного самоуправления в России?
- Конечно же, с принятия Конституции 1993 года. Там впервые появился раздел, который так и называется "Местное самоуправление". Суть его сводилась к следующему: это система органов местного самоуправления, действующая на уровне районов и поселений, которые имеют самостоятельность и не входят в систему органов государственной власти.
В 1995 году был принят Федеральный закон № 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В нем концептуально были определены функции местного самоуправления, определен круг вопросов местного значения, установлены обязательные органы местной власти.
Этот закон действовал достаточно долго, до тех пор, пока в 2003 году не появился ФЗ №131 с аналогичным названием.
- С чем было связано появление нового закона?
- Ситуация была такая, что после избрания Владимира Путина Президентом России, появился такой орган, как Государственный совет. Буквально на первом же заседании Госсовета Президент озвучил проблему местного самоуправления. Она заключалась в том, что нет законодательной и финансовой базы для решения вопросов местного значения, а также не хватает профессиональных кадров на уровне муниципалитетов.
В то время на территории России существовало несколько моделей местного самоуправления: одноуровневая, двухуровневая и даже "квази"местное самоуправление… Система органов местного самоуправления напоминала "лоскутное одеяло". Не было четкого разграничения вопросов, находящихся в компетенции государственной и местной власти.
131-й ФЗ расставил все по своим местам, за основу была принята двухуровневая модель местного самоуправления, как наиболее близкая к населению. Она стала единой моделью для всей территории Российской Федерации. Была унифицирована система органов местного самоуправления, три из них стали обязательными: представительный орган, Глава муниципального образования и администрация. Были четко определены вопросы местного значения для поселений, муниципальных районов и для городских округов, установлены территориальные, экономические основы местного самоуправления.
- То есть в местном самоуправлении произошла своеобразная "мини-революция"?
- Совершенно верно. Кроме того, в этом законе была закреплена очень важная норма: все полномочия, которые закрепляются за органами местного самоуправления, должны быть напрямую увязаны с их финансированием.
Вступление в силу ФЗ №131 было достаточно пролонгированным по времени, например, в Саратовской области он начал действовать в полном объеме лишь с 1 января 2009 года. Это было связано с поэтапной передачей полномочий на уровень поселений. В закон неоднократно вносились принципиально важные поправки.
- То есть местное самоуправление – это развивающаяся, динамичная система?
- Да. В настоящий момент, например, идет активный процесс объединения небольших муниципальных образований в более крупные, совмещаются также должности глав поселений и глав администраций поселений, объединяются исполнительные органы административных центров и муниципальных районов. Все это позволит наиболее эффективно осуществлять управленческие вопросы, решать проблемы местного значения.
Местное самоуправление идет в ногу с жизнью, реагируя на изменения в обществе. Но подходить ко всем объединениям и оптимизациям нужно взвешенно, без кампанейщины, чтобы это не отразилось на качестве услуг, предоставляемых населению. И на это всегда в первую очередь обращает внимание Глава ЭМР Дмитрий Лобанов.
- Выполняется ли в настоящий момент главная функция местного самоуправления – быть властью, наиболее близкой к народу?
- Скажу честно – эффективность работы местной власти напрямую зависит от финансирования тех задач и функций, ради которых она создавалась. Могу со всей ответственностью заявить, что в рамках существующего финансирования мы делаем все возможное. Более того, активно привлекаем бизнес-сообщество, и за это хочется сказать особые слова благодарности руководителям предприятий, которые сами проявляют инициативу для решения социально важных задач.
А эффективность нашей работы должно в первую очередь оценивать население.
- Виктор Валентинович, какими Вы видите перспективы развития местного самоуправления?
- Я оптимист по жизни. Да, на сегодняшний момент есть еще проблемы, причем не только на уровне субъекта федерации, но и на уровне всей страны. Но не надо забывать о том, что местное самоуправление касается не только органов власти. Оно напрямую касается и населения. Существует хорошая поговорка: есть люди, которые "катят", а есть люди, которые стоят на обочине и говорят "Куда этот мир катится?".
Успех местного самоуправления зависит от слаженной работы и понимания между органами представительной и исполнительной власти, от поддержки и активности населения. В этом случае перспективы развития местного уровня власти будут самыми благоприятными.