В ходе расследования было установлено, что 18 сентября на базе филиала в Ершовском районе, в начале рабочего дня, начальник технического отдела дал задание двум машинистам скрепера снять исправное колесо со старого скрепера и поставить на скрепер МОАЗ № 62-62 СН. Через некоторое время начальник ТО и один из машинистов установили скрепер в безопасное, устойчивое положение, после чего, с разрешения начальника технического отдела, машинист разместился под скрепером, вдоль него между колесами, и приступил к подъему моста домкратом. В это время к передней части скрепера подошел третий машинист и подлез под переднюю часть рамы тягача МОАЗ-546 П, присел па корточки под тягачом, опираясь левой рукой на трубу, чтобы посмотреть, что делает его товарищ. В это время, при подъеме моста произошло заваливание домкрата из-за проседания грунта, что привело к смещению левой части скрепера в горизонтальной плоскости и сползанию с домкрата. Подставки из труб, установленные под передней частью рамы, вывернуло из грунта, и передняя части скрепера завалилась на упавшие трубы. Работавший машинист быстро выбрался из-под скрепера, но в это время с правой стороны раздался крик, он повернулся и увидел, что под бампером, лицом вниз, лежал другой машинист.
Рабочий вместе с начальником ТО подошли и освободили пострадавшего из-под бампера тягача. Машинисту, находившемуся в сознании стали оказывать первую медицинскую помощь, начальник ТО позвонил в скорую помощь и главному инженеру. Когда на месте оказался главный инженер, пострадавшего на его автомобиле доставили в местную больницу.
Медики диагностировали у пострадавшего разрыв крестцово-позвоночного сочленения, сдавливание грудной клетки, переломы ребер, ушибы отделов позвоночника, шок II степени. Указанные повреждения относятся к тяжелой степени тяжести травмирования.
Комиссия установила следующие причины, которые привели к несчастному случаю:
- Неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в необеспечении безопасных условий труда при выполнении работ по подъему моста скрепера МОАЗ -546 П, а именно в применении металлических труб, которые не надежны, и не могли обеспечить устойчивость тягача МОАЗ- 546 II. Между тем, отраслевые требования охраны труда предписывают в таких случаях использовать металлические козелки. Кроме того, со стороны должностных лиц отсутствовал надлежащий контроль за ходом выполнения работ и соблюдением работниками правил и норм охраны труда, в том числе инструкций по охране труда.
- Помимо этого, работник нарушил трудовой распорядок и дисциплину труда, расширив рабочее место и объем задания, проигнорировал требования должностных инструкций, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка.
Лицами, ответственными за допущенные нарушения признаны:
- начальник технического отдела, как лицо ответственное за состояние и организацию работ по охране труда и созданию безопасных условий труда на рабочих местах машинистов скреперов мехотряда. На момент производства работы по подъему моста скрепера МОАЗ - 546 П, не обеспечил надлежащую проверку устойчивости скрепера, в ходе выполнения работы по подъему моста скрепера, допустил применение металлических труб, не обеспечивающих надежность и устойчивость тягача МОАЗ- 546 П, вместо металлических козелков, не обеспечил надлежащий контроль за ходом выполнения работ по подъему моста скрепера, и соблюдением работниками правил и норм охраны труда, в том числе инструкций по охране труда.
- пострадавший машинист скрепера - расширил объем своих должностных обязанностей, самовольно вмешался в технологический процесс по снятию колеса со скрепера МОАЗ - 546 П.
Материалы расследования переданы в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц.
Кроме того, в связи с произошедшим несчастным случаем, в ближайшее время ГИТ проведет на предприятии внеплановую проверку.