Возглавлял эту почетную делегацию пассажиров Артур Михель, который более 20 лет руководил троллейбусным заводом и вместе со своим коллективов вывел его продукцию на мировую арену. Этот легендарный директор с особым почтением относится к его величеству труду, к людям труда. Он на собственном жизненном опыте убедился, как труд раскрывает человека, формирует его как личность, делает его созидателем.
За 45 лет своей трудовой биографии Артур Иванович заслужил немало титулов и званий: заслуженный машиностроитель России, заслуженный работник промышленности СССР, академик российской транспортной академии, Почетный гражданин нашего города. Был удостоен трех орденов: Знак почета, Трудового Красного Знамени, "Ордена Дружбы". Завоевал большой авторитет на своем предприятии и в родном городе. Но никогда, по его собственным словам, в карьеру не протискивался, не ставил себе такую задачу.
- Я своей карьеры не строил по плану, шел туда, куда пошлют, как и в армии. Я просто работал, и меня замечали, - говорит Артур Иванович.
Он не был комсомольцем, когда учился в машиностроительном техникуме (ныне это промышленно-экономический колледж), а вожаком в своей группе был ( в те годы лидеры выходили из комсомола). У него был широкий круг интересов: занимался спортом, участвовал в самодеятельности, играл в оркестре… И это притягивало к нему товарищей по учебе.
Срочную службу в армии закончил в звании старшины, в его подчинении находилось сто человек, и он не считал зазорным показать новобранцам, как надо "взять" тот или иной спортивный снаряд.
Когда пришел на родной завод имени Урицкого ("породнился" с ним, играя в заводском духовном оркестре с 1950 г. , еще будучи студентом техникума), старший мастер Артур Михель через несколько лет был назначен начальником цеха: "У меня в трудовой книжке нет должности зама". В партию ради карьеры не вступал и в начальники не лез, уговорили, даже беспартийность молодого специалиста не помешала. Хотя в то время членство в Коммунистической партии было одним из условий карьерного роста. Членом КПСС он стал, можно сказать, по необходимости - руководящая должность обязывала.
А потом Артура Михеля как руководителя передового цеха "бросали" на отстающие участки производства и он налаживал там работу и выводил их в передовики.
Став в 1974 году директором завода с пятитысячным коллективом, руководствовался принципами, без которых, был уверен, не стать хорошим руководителем, не завоевать авторитет в коллективе.
Не заставляй подчиненных делать то, что сам не можешь. Этот принцип он взял на вооружение еще в армии. Находясь в директорском кресле, не раз убеждался в его силе. Рассказал, как однажды нужно было поработать сверхурочно, в выходной день, чтобы выполнить несколько производственных операций, иначе срывался план. На помощь рабочим подключили инженерно-технических работников.
- Прихожу на завод, а навстречу мне инженеры: "Рабочие ушли, а мы одни не справимся". Я собрал всех своих замов, начальников цехов, переоделся и вместе с ними пошел в цех. Сам был монтажником и как сверлить, нарезать резьбу, ставить кронштейны знал. Начали работать и вдруг вижу, наши беглецы возвращаются. Кто-то им доложил, что там сам директор поручни ставит. Машину мы сделали, план не сорвали.
Бывали очень трудные, почти тупиковые ситуации, когда все ждали решения от директора, а тут был тот случай, когда одна голова хорошо, а две лучше. И вот здесь помогал ему частенько другой его принцип: управляй, но в меру.
- Надо иногда просто бросить вожжи. Начинается коллективное руководство, сразу начинают поступать предложения, идеи и в итоге находится выход из сложной ситуации.
Будь лидером, благодари за труд, заботься о людях… Он следовал этому, как христианским заповедям, и вместе со своим коллективом выпускал троллейбусы, которые курсировали (и до сих пор еще курсируют) в разных городах России и за рубежом, и получали самую высокую оценку.
- Находясь в командировке в Аргентине, в городе Миндосе, я услышал от аргентинцев любопытный факт. Когда в начале 80-х годов к ним приехали наши троллейбусы, а у них были и немецкие, люди на остановке стояли и ждали советский троллейбус. Примерно так было и на Украине, которая выпускала свои машины и решила с нами конкурировать.
Вместе со своим коллективом Артур Иванович построил целый жилой микрорайон с детским садом, стадионом, и он был лучшим в области. Именно там забили первые в нашем городе фонтаны. Запустил в строй завод спецавтомобилей, который вырос из подразделения троллейбусного завода…
Школу управления Артура Михеля можно сделать пособием для начинающих руководителей. Когда однажды кто – то из журналистов спросил Форда, как ему, юристу по образованию, удалось стать королем автомобильного производства, и при этом оговорился, не оскорбил ли он его таким вопросом, Форд ответил: "Что вы, вы не только не оскорбили, вы возвысили меня. Я не знаю этого, но я знаю людей и как правильно их расставить". Знал и умел это делать и директор гиганта троллейбусостроения в небольшом волжском городе Энгельсе.
Он благодарен своему коллективу за труд, который вывел предприятие в число самых передовых не только в стране, информация о нем была размещена в авторитетнейших автомобильных справочниках мира.
- Труд, когда он коллективный, объединяет людей в едином созидательном процессе и дает такие результаты!
Года два-три назад Артур Иванович написал большое письмо руководителю первого канала Центрального телевидения Константину Эрнсту. Там он высказал свое сожаление о том, что телеэкран заполонили звезды шоу-бизнеса, забыты люди, создающие материальные ценности. Нет пропаганды человека труда, на примере которых надо воспитывать молодежь.
- Россия будет передовой страной только в том случае, если мы вырастим высокограмотных специалистов и мощный авангард – рабочий класс, - убежден Артур Иванович.
… Новенький, недавно сошедший с конвейера троллейбус ЗиУ-9 стоял в центре сборочного цеха как именинник, украшенный разноцветными шарами. На торжественной церемонии прощания с машиной, созданной трудом многотысячного коллектива завода в 1971 году, выступали ветераны предприятия, с участием которых она рождалась в конструкторском бюро, в цехах. Когда-то они провожали ее в первый рейс и вот теперь – в последний, в киргизский город Бишкек, где будет курсировать троллейбус-ветеран, уступивший дорогу новым, более совершенным современным машинам.
Фото на память, круг почета по территории цеха… О чем думал в это время, находясь в салоне троллейбуса, легендарный директор?
- С этим троллейбусом уходит наша молодость и наши жизненные тропы. 42 года мы выпускали троллейбус этой модели. Он совершенствовался, модернизировался. И я горд, что мы делали эти машины, они оправдали себя, принесли много пользы, перевозили людей разных стран. До свидания, родной троллейбус!