Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Энгельсского муниципального района

413100, г.Энгельс Саратовской обл., пер. Зеленый, д. 20.
телефон: 8 (8453) 75-32-81
e-mail: nashe.slovo2013@yandex.ru

Мы живы потому что погибли они

Ровно 11 лет назад в небе над Энгельсом разбился сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160.

Катастрофа произошла утром 18 сентября 2003 года в 80 километрах к юго-западу от Энгельса. Во время технического облета нового агрегата, установленного вместо неисправного, один из четырех двигателей загорелся, после чего самолет буквально рассыпался в воздухе. Все четверо членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ

О той трагедии в Энгельсе помнят до сих пор. У подножия Стелы памяти всегда лежат живые цветы. В "лётке" продолжают служить друзья и коллеги трагически ушедшего из жизни экипажа, но даже в канун памятной даты не каждый решается о ней говорить. Потому что все еще свежа рана, потому что в небе в тот день мог оказаться каждый из них. Трагическая случайность и цепь непредсказуемых событий в сентябре 2003-го унесли жизни молодых офицеров, которые поднялись в небо, чтобы в очередной раз просто сделать свою работу. Для командира корабля, гвардии подполковника Юрия Дейнеко, правого летчика гвардии майора Олега Федусенко и двух штурманов – гвардии майоров Григория Колчина и Сергея Сухорукова крайний полет, совершенный 18 сентября 2003 года, стал последним.

Что случилось в то роковое утро? Почему высококлассный экипаж, имеющий колоссальный опыт управления самолетами такого типа, оказался бессилен в нештатной ситуации? В первые дни после трагедии в прессе выдвигались самые разные версии случившегося, вплоть до самой непредсказуемой – на борту сработало взрывное устройство. Главный конструктор ОКБ Туполева, руководитель работ по созданию Ту-160 Валентин Близнюк выдвинул версию о попадании машины в газовое облако станции подземного газохранилища, что в нескольких километрах от места трагедии. Лишь спустя несколько месяцев после проведения сложнейших технических испытаний летная лаборатория вынесла решение: причиной авиакатастрофы стали конструктивные недоработки завода-изготовителя.

Позже на военном аэродроме в Жуковском аналогичному бомбардировщику создали условия, в которых на высоте 1200 метров над землей потерпел крушение самолет Дейнеко. В считанные секунды после начала иммитации подопытный Ту-160 частично разрушился – случилось ровно то, что жители Степного наблюдали в небе 18 сентября. Проще говоря, ни о какой ошибке экипажа – ни летного, ни технического, не может быть и речи. Человеческий фактор, который в 70 % случаев становится причиной авиакатастроф, в отдельно взятый день сменил технологический – не часто, но в авиации бывает и такое.

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА СЕКУНД

"Конечно, я помню этот день: мы поздравлялись с юбилеем (18 сентября день образования 22 – й тяжелой бомбардировочной авиадивизии – от авт.), погода была прекрасная, - вспоминает "правый" летчик Ту-160, майор в отставке Алексей Купчик. - Смешанные чувства были: смятение, страх, будто сам тянул тот штурвал. Экипаж? Все они как один - высочайшие профессионалы. Дейнеко инструктировал мой первый полет на Ту-160, с Олегом Федусенко еще в Сольцах служили вместе. С Серегой Сухоруковым вообще порыбачить собирались вечером. Заводной был мужик, жизнерадостный, всё мечтал о "Ниве", чтоб на рыбалку ездить. Так, кажется, и не купил".

На спасение у экипажа было чуть более 13 секунд – ровно столько мы тратим, чтобы в обычном ритме сделать три обычных вдоха. Согласно заключению комиссии, работавшей над расшифровкой "черных ящиков", в 11:07:19 командиру доложили о пожаре одного из двигателей, а уже в 11:07:33 прогремел взрыв. Двумя секундами ранее Юрий Дейнеко отдал приказ на катапультирование. Все четверо успели покинуть горящий борт, но уже в воздухе их настигла вторая взрывная волна, поглотившая парашютные системы. Шансов на успешное приземление у летчиков практически не осталось.

Источник из числа инженерно-технического состава, непосредственно знакомый с ситуацией, подтвердил, что Ту-160 "Михаил Громов" в тот день был абсолютно исправен. Буквально накануне борт слетал на учения в Тихий океан, а в день трагедии инженерами были проведены стандартные подготовительные работы. Трагедия случилась в тот момент, когда самолет уже около 40 минут находился в небе. Аварийная ситуация возникла неожиданно, без видимых предварительных признаков. К слову, это была вторая за всю недолгую историю эксплуатации "белых лебедей" авария. Первая произошла в 1987 году, когда бомбардировщик сошел со взлетно-посадочной полосы и загорелся. Никто из экипажа тогда, к счастью, не пострадал.

ПОДАРОК ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ

Почему же здесь, в небе над Энгельсом, экипаж не выдернул ручку катапультирования сразу после первого тревожного звонка? Почему опытный Дейнеко не использовал, возможно, единственный шанс на спасение? Да почти наверняка все они остались бы живы. Невероятно, но в той критической обстановке командиру корабля удалось сохранить самообладание – с зашкаливающим уровнем адреналина он отвернул более чем 150-тонную машину от расположенного прямо по курсу крупнейшего в Европе газохранилища и поселка Степное. Рухни самолет несколькими секундами ранее, жертв катастрофы могло быть в разы больше: под землей было заложено около 5 млрд кубометров сжиженного газа. В последние секунды полета экипаж полностью отдавал себе отчет и понимал, что может погибнуть. Но командир принял единственно верное решение и до последнего боролся за спасение ракетоносца.

Сохранить самолет не получилось, но миссия по спасению тысяч человеческих жизней экипажем была выполнена. Мы живы сегодня только потому, что тогда погибли они.

Артем ПОЛЯКОВ

Автор: Людмила Питайчук

По этой теме: энгельс наше слово Дальняя авиация Юрий Дейнеко

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 4383

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика