Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Энгельсского муниципального района

413100, г.Энгельс Саратовской обл., пер. Зеленый, д. 20.
телефон: 8 (8453) 75-32-81
e-mail: nashe.slovo2013@yandex.ru

Травля в детском коллективе

Одной из серьезных проблем современного общества, является - проявление насилия в детском коллективе, и, к сожалению, это стало нередким явлением.

Согласно последним исследованиям, каждый третий ребенок становится жертвой "травли" и психологически травмирован ситуацией. При этом одни предпочитают отмалчиваться и замыкаться, другие — обращаются за помощью, но в большинстве случаев слышат от взрослых: "сам разбирайся, учись налаживать отношения". Ни первый, ни второй вариант нельзя назвать приемлемым…

Что же является главной причиной, по которой дети, особенно в подростковом возрасте, издеваются друг над другом? Как помочь своему ребенку, если его обижают? Как защититься, если ты сам – этот ребенок?

В возрасте 11-14 лет у ребенка возникает необходимость осознать себя через противопоставление другим. В то же время, проявляется желание и стремление принадлежать к чему-то "большему", а чувство групповой сплоченности, становится жизненно необходимой. Одних объединяет общее дело и интерес, например, посещение кружка или спортивной секции, других – сплочение против кого – то. Это возникает, когда дети просто собраны вместе (школа, улица, летний лагерь), где нет ни общей цели, ни идеи, и общими интересами рано или поздно становятся - издевательства друг над другом.

Как же родителям определить, что у ребенка существуют проблемы в детском коллективе, ведь не всегда дети рассказывают о случаях издевательства по отношению к ним. Есть признаки, по которым можно это распознать, и выявить нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия, самое главное необходимо быть чутким и внимательным родителем. Если Ваш ребенок, очень часто:

• Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.

• По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу.

• У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством.

• Выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).

• Выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков.

• Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят неопрятно. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

• Выбирает нестандартную дорогу в школу.

• Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению.

• Отгороженность и полный уход в виртуальный мир компьютера.

В случае регулярных проявлений данных признаков у Вашего ребенка, предстоит самое сложное и важное – разговор с ним, наберитесь терпения и выдержки, ведь не всегда дети готовы говорить о случившемся по разным причинам – например, из – за страха перед обидчиками.

Что делать, если ребенок не хочет говорить?

• Будьте терпеливы. Ваш ребенок может быть не готов говорить в то же время, в которое удобно вам.

• Не торопите события. Не пытайтесь заставить вашего ребенка говорить.

Некоторым людям необходимо подумать какое-то время.

• Поощряйте иные способы выражения мыслей и чувств. Ваш ребенок может нарисовать картину, написать рассказ или вести дневник.

• Помогите своему ребенку оставаться на связи с друзьями и взрослыми, которым вы оба доверяете, так что вы будете знать, что у него есть человек для общения с тем, с которым он будет готов поделиться.

• Некоторые реакции не выразить словами.

Если ребенок все же проговаривает Вам, что подвергается насилию, то:

• Поверьте, ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

• Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.

• Внимательно, спокойно выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания, не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";

• Не отвергайте его: если он, обратившись к вам самостоятельно, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Что делать если ваши подозрения подтвердились?

Прежде всего, понять – со стороны кого, это насилие: со стороны одноклассников, сверстников, педагога, посторонних людей (любая его форма - побои, унижения, обзывания, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности). Затем постараться объяснить ребенку, что:

• Если терпеть — ничего не изменится, будет только хуже.

• Надо действовать.

• Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации (если это в школе) будет хуже.

• Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Насилие совершается при замалчивании ситуации.

• Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость.

• Решение проблемы начинается с первого действия по ее решению, и продолжается только благодаря упорному приложению сил к ее решению.

Как можно предотвратить рост насилия (травли) в детском коллективе?

Каждому родителю, начинать нужно, прежде всего, с себя и постараться соблюдать следующие рекомендации:

• Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

• Адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

• Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью).

• Избегайте практики физического наказания.

• Выстраивайте доверительные, поддерживающие отношения, тогда у ребенка не будет необходимости искать поддержки на стороне.

• Умеренная дозировка компьютерных игр, внимательно следите за тем, в какие игры он играет, какие сайты просматривает. Многие игры и сайты вредны и опасны для детской психики.

• Совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

И помните: что бездействия родителя и умалчивание факта насилия делает его соучастником преступления против собственного ребенка!

Психологи нашего центра готовы вам помочь разобраться с любыми трудностями в воспитании и создать искренние и доверительные отношения с ребенком. Приходите, наши двери для вас всегда открыты!

Статью подготовила психолог Энгельсского центра "Семья"

Наталья Лебедева

Автор: Людмила Питайчук

По этой теме: Энгельсский центр Семья

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1349

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика