Согласно последним исследованиям, каждый третий ребенок становится жертвой "травли" и психологически травмирован ситуацией. При этом одни предпочитают отмалчиваться и замыкаться, другие — обращаются за помощью, но в большинстве случаев слышат от взрослых: "сам разбирайся, учись налаживать отношения". Ни первый, ни второй вариант нельзя назвать приемлемым…
Что же является главной причиной, по которой дети, особенно в подростковом возрасте, издеваются друг над другом? Как помочь своему ребенку, если его обижают? Как защититься, если ты сам – этот ребенок?
В возрасте 11-14 лет у ребенка возникает необходимость осознать себя через противопоставление другим. В то же время, проявляется желание и стремление принадлежать к чему-то "большему", а чувство групповой сплоченности, становится жизненно необходимой. Одних объединяет общее дело и интерес, например, посещение кружка или спортивной секции, других – сплочение против кого – то. Это возникает, когда дети просто собраны вместе (школа, улица, летний лагерь), где нет ни общей цели, ни идеи, и общими интересами рано или поздно становятся - издевательства друг над другом.
Как же родителям определить, что у ребенка существуют проблемы в детском коллективе, ведь не всегда дети рассказывают о случаях издевательства по отношению к ним. Есть признаки, по которым можно это распознать, и выявить нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия, самое главное необходимо быть чутким и внимательным родителем. Если Ваш ребенок, очень часто:
• Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
• По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу.
• У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством.
• Выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
• Выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков.
• Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят неопрятно. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
• Выбирает нестандартную дорогу в школу.
• Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению.
• Отгороженность и полный уход в виртуальный мир компьютера.
В случае регулярных проявлений данных признаков у Вашего ребенка, предстоит самое сложное и важное – разговор с ним, наберитесь терпения и выдержки, ведь не всегда дети готовы говорить о случившемся по разным причинам – например, из – за страха перед обидчиками.
Что делать, если ребенок не хочет говорить?
• Будьте терпеливы. Ваш ребенок может быть не готов говорить в то же время, в которое удобно вам.
• Не торопите события. Не пытайтесь заставить вашего ребенка говорить.
Некоторым людям необходимо подумать какое-то время.
• Поощряйте иные способы выражения мыслей и чувств. Ваш ребенок может нарисовать картину, написать рассказ или вести дневник.
• Помогите своему ребенку оставаться на связи с друзьями и взрослыми, которым вы оба доверяете, так что вы будете знать, что у него есть человек для общения с тем, с которым он будет готов поделиться.
• Некоторые реакции не выразить словами.
Если ребенок все же проговаривает Вам, что подвергается насилию, то:
• Поверьте, ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
• Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
• Внимательно, спокойно выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания, не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";
• Не отвергайте его: если он, обратившись к вам самостоятельно, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Что делать если ваши подозрения подтвердились?
Прежде всего, понять – со стороны кого, это насилие: со стороны одноклассников, сверстников, педагога, посторонних людей (любая его форма - побои, унижения, обзывания, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности). Затем постараться объяснить ребенку, что:
• Если терпеть — ничего не изменится, будет только хуже.
• Надо действовать.
• Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации (если это в школе) будет хуже.
• Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Насилие совершается при замалчивании ситуации.
• Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость.
• Решение проблемы начинается с первого действия по ее решению, и продолжается только благодаря упорному приложению сил к ее решению.
Как можно предотвратить рост насилия (травли) в детском коллективе?
Каждому родителю, начинать нужно, прежде всего, с себя и постараться соблюдать следующие рекомендации:
• Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
• Адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
• Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью).
• Избегайте практики физического наказания.
• Выстраивайте доверительные, поддерживающие отношения, тогда у ребенка не будет необходимости искать поддержки на стороне.
• Умеренная дозировка компьютерных игр, внимательно следите за тем, в какие игры он играет, какие сайты просматривает. Многие игры и сайты вредны и опасны для детской психики.
• Совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
И помните: что бездействия родителя и умалчивание факта насилия делает его соучастником преступления против собственного ребенка!
Психологи нашего центра готовы вам помочь разобраться с любыми трудностями в воспитании и создать искренние и доверительные отношения с ребенком. Приходите, наши двери для вас всегда открыты!
Статью подготовила психолог Энгельсского центра "Семья"
Наталья Лебедева