Развитие патриотических чувств у молодого поколения было актуально всегда. Старшие во все времена передавали молодежи свой опыт, знания и воспитывали любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность и силу нашего государства.
Как известно, патриотические чувства не возникают у человека сами по себе. Социум, среда, образ жизни, отношения в школьном коллективе, личностный пример выдающихся людей - все это в конечном итоге формирует патриотизм. Большая роль здесь отводится учреждениям общего и дополнительного образования, культуры и спорта. И одной из задач местной власти в каждом городе и поселке на всей территории нашей большой страны является создание условий, необходимых для формирования патриотизма молодежи.
Наш сегодняшний собеседник - первый заместитель главы администрации района В.А. Храбрая.
Виктория Анатольевна работает в этой должности с сентября нынешнего года, однако с социальной сферой, которую курирует, хорошо знакома, поскольку более двух десятков лет посвятила педагогической деятельности, а, начиная с 2010 года, возглавляла одну из школ нашего района. Темой для интервью стали актуальные вопросы воспитания подростков и молодежи в духе патриотизма, а также ключевые направления военно-патриотического воспитания, которые будут развиваться в нашем районе в течение ближайших лет.
- Виктория Анатольевна, что лично для Вас патриотизм? С чего начинается воспитание патриотических чувств?
- Я считаю, что патриотизм начинается в семье. С самого малого: с любви к своей матери, отцу, к бабушке и дедушке, к братьям и сестрам. И если у человека судьба сложилась счастливо, у него есть хорошая семья, в которой его понимают и любят, на поддержку которой он рассчитывает, то мы с вами уже можем говорить о начальных этапах зарождения чувства патриотизма, которое впоследствии выливается в чувство любви к Родине. Именно родители закладывают в малыша основные качества, определяющие его как личность, формируют у ребенка картину мира, поэтому, безусловно, чувство патриотизма начинается с хорошего климата в семейном гнездышке.
- В течение нескольких лет Вы руководили одним из общеобразовательных учреждений района - МБОУ СОШ № 5 имени В.В. Смирнова, поэтому то, как ведется работа по патриотическому воспитанию в школе, Вам хорошо известно. Расскажите, как строится этот процесс?
- Во всех школах нашего района педагоги проводят огромную работу по военно-патриотическому воспитанию детей. И эта неустанная, разноплановая деятельность пронизана единой связующей нитью и приносит хорошие плоды. Чего стоит только одна наша сборная команда юношей, которые второй год подряд становятся победителями областной Спартакиады среди молодежи допризывного возраста и показывают отличные результаты на Всероссийских соревнованиях! Традиционно в феврале в образовательных учреждениях района проходит месячник военно-патриотического воспитания. Каждая школа имеет свой музей или комнату боевой славы, а также - своего Героя. Вокруг этого в основном и строится работа музея. Обновляясь общими усилиями взрослых и детей, музей живет полной жизнью.
Многие школы носят имена Героев Советского Союза: № 1 - К.С. Заслонова, № 2 - Н.И. Ковалева, № 5 - В.В. Смирнова. Гимназия у нас связана с именем героически погибшей на невельской земле казахской девушки М. Маметовой. Я считаю, что гимназия г. Невеля может претендовать на то, чтобы ей было присвоено имя Героя Советского Союза Маншук Маметовой.
- Когда я пришла в коллектив пятой школы, для меня важно было сохранить то, что было создано, - продолжает Виктория Анатольевна. - Школьный музей боевой славы существовал уже много лет, в школе была создана своя система работы по патриотическому воспитанию. Поэтому первой моей задачей было присмотреться, как строят свою работу коллеги, ну, а потом уже - не навредить и развить. Думаю, что одним из значимых событий для нас было присвоение школе № 5 звания Героя Советского Союза Вячеслава Васильевича Смирнова в 2015 году. Наверное, это был подарок судьбы, счастливое стечение обстоятельств - когда мы вышли на родственников Вячеслава Смирнова. Что может воспитывать лучше, чем сам человек? Его дела, его поступки. И как в этой семье чтится память этого человека, как по-доброму они называют ноябрь "Славины дни" - тут сразу видно отношение. По крупицам родственник Героя собирает фотографии, воспоминания и делает семейный архив. И что ценное - вот этими личными вещами, личными мыслями он делится с нами. Вот такой удивительный контакт уже на протяжении нескольких лет мы поддерживаем! Большую работу мы сделали на базе музея в прошлом году: обновили стенды, сделали их более современными. Ведется работа по оцифровке музейных экспонатов, что представит его в новом качестве. Ежегодно в пятой школе проводится фестиваль "Твори свои мечты", посвященный Вячеславу Смирнову, который хорошо рисовал и писал стихи. Тем самым мы продолжаем творческую традицию этой семьи и, опять же, раскрываем таланты наших детей.
Говоря о школьных музеях, не могу не сказать и о нашем городском музее. Здесь бы мне хотелось видеть активизацию работы именно с молодежью. То, что музей истории Невеля вносит большой, неоценимый вклад сохранению памяти М.В. Юдиной, М.М. Бахтина, по публикациям - это, конечно, плюс, но, все-таки, мы должны работать на молодежь и, соответственно, вовлекать все большую часть населения района. В чем я это вижу? Прежде всего, в создании интересных экскурсионных маршрутов. Пусть они будут тематические. Пусть они будут направлены на разный возраст участников, потому что есть разница - первоклассник придет или одиннадцатиклассник. Это однозначно должно быть. И маршруты - не только по музеям, но и по местам боевой славы. И в черте города, и за городом. В районе столько воинских захоронений, столько имен героев, которые лежат в нашей земле. "Почему стоит пушка на ул. Ленкоммуны? С какими событиями связан памятник в д. Дубищи? Какова история танка, который стоит на ул.М. Маметовой?" - обо всем этом, конечно, нужно ребятам говорить. Это благодатный материал и для научно исследовательской работы. Если от музея поступит такое предложение, то, думаю, школы, непременно, отзовутся. Очень много интересных идей у руководителя общественного движения "Невельский край" И.М. Снеткова. И, конечно, нам стоит все это развивать, стоит теснее всем контактировать. Только потому, что мы все делаем одно большое общее дело.
- Расскажите, пожалуйста, об участии невельских школьников в общероссийском проекте "Юнармия".
- Мне нравится, что такое движение, как юнармия, активно развивается на невельской земле. Очень хочется, чтобы движение не затихло, потому что в рамках этого проекта проводится большое количество областных мероприятий - новых, интересных. Часто они проходят на базе воинских частей, а это дает возможность мальчишкам и девчонкам ощутить себя взрослыми, почувствовать настоящую жизнь. В июне они прожили неделю на базе воинской части, с питанием, с соблюдением режима. В октябре школьники побывали в Пскове на Втором региональном слете юнармейцев. Эти ребята уже не будут "косить" от армии, они не будут думать, что в армии обижают, так как видели все, что там происходит своими глазами. Кроме этого, юнармейцы участвуют в поисковом движении. И ребята взахлеб рассказывают о молодежных Вахтах Памяти, которые проводятся в Невельском районе.
Юнармейкие отряды одновременно были созданы в первой и пятой школе более двух лет назад. В школе № 5 теперь уже два таких отряда. Сейчас мы ведем работу в том плане, чтобы другие школы подтягивались к этому движению.
- Важнейшая составляющая патриотического воспитания молодежи - поисковое движение. Вы ведь тоже являетесь участником Вахты Памяти?
- Да, с Вахтой Памяти у меня, всетаки, семейные отношения. Я очень благодарна Ивану Петровичу Михайлову за его личный вклад и вклад поискового отряда "Гвоздика" в воспитание моего ребенка. Сын с шестого класса являлся участником молодежных вахт. Он и сейчас, будучи курсантом, тепло их вспоминает и очень сожалеет, что не попадает на эти мероприятия. В душе ребенка Вахты Памяти, безусловно, оставляют большой след. Когда ты своими глазами, а не только на основании учебников, видишь, какие события происходили на нашей земле, когда ты находишь простреленные ложки, котелки, солдатские медальоны и самое впечатляющее - когда поднимаешь останки бойцов, когда ты слушаешь рассказы взрослых и впитываешь каждое слово - это настоящее, живое дело! И потом, когда откликаются родственники поднятого бойца... Наконец, сами встречи с родственниками… Благодаря всему этому ребята говорят об истории не теоретически, а постигают ее на практике, в какой-то степени глядя на события глазами очевидцев. Сейчас в Невеле реализуется очень хорошая идея - создание Центра патриотического воспитания. Есть, конечно, затруднения с материальной стороны, но, надеюсь, в этой части Центру будет оказана поддержка, в том числе, посильная помощь и от местной власти.
- Виктория Анатольевна, чему еще планируется уделить внимание?
- Сейчас создается оргкомитет по присвоению нашему району звания "Край партизанской славы". Идет процесс обсуждения, подготовка документов. Думаю, что Невельский район этого звания достоин. Еще один момент. Как и по всей стране, в нашем районе активно развивается волонтерское движение, которое охватывает разные сферы жизни. Волонтерами реализуются очень интересные проекты, в том числе, военноисторической, экологической и краеведческой направленности. Хотелось бы как можно ближе привлечь эту деятельность к школе. Ребятам всегда интересно участвовать в общественной жизни района. Здесь важную роль наряду со школами играют учреждения культуры. В рамках празднования Дня освобождения Невеля от немецко-фашистских захватчиков прошли многочисленные мероприятия. И в каждом из них активное участие принимали дети. 6 октября в пятой школе прошел круглый стол, где юнармейцы встретились с ветеранами Великой Отечественной войны. Общение происходило очень живо и непосредственно. Ветераны поделились воспоминаниями о своем военном детстве, а ребята рассказали о том, как они живут сейчас, в мирное время. И такой контраст - беззаботное счастливое детство и детство, опаленное войной, - за душу, кончено, берет сильно, вызывает настоящие, живые эмоции и чувства. Пусть ребята все это впитывают, потому что мы - последнее поколение, которое видит ветеранов, и только мы сможем передать будущим поколениям то, что мы сейчас от них услышим и узнаем. В октябре состоялся традиционный праздник проводов призывников в армию. Это тоже очень хорошее мероприятие в плане воспитания патриотизма. Несмотря на то, что прошло больше, чем 100 лет с тех пор, как на Руси были рекруты, чувства остались прежними. Мамы плачут также, и также бравируют по-взрослому парни. Также звучат искренние слова напутствия от духовенства, от военкомата, от матерей. Патриотизм - это и концерты в дни государственных праздников, это и выставки фотографий городских пейзажей. Уже на протяжении нескольких выставок впечатляет фотография Н.М. Метельченко (автор М. Агафонова). Настолько удачно пойман кадр! В нашей библиотеке часто проходят выставки местных художников. Это тоже воспитывает любовь к родному краю. Мы каждый день проходим мимо и не замечаем, что оказывается, красота-то вокруг нас, рядом с нами. Нужно только это увидеть.
- Как Вы считаете, в чем значимость воспитания патриотизма?
- Патриотическое воспитание должно помочь ребятам в большой жизни. Оно поможет противостоять самым разнообразным взглядам на историю нашей страны, в том числе, и на современную политическую жизнь. Поможет оценивать все правильно и принимать верные решения. И, безусловно, воспитание в духе патриотизма закаляет характер. Когда ребенок понимает, что если наши героические предки сумели преодолеть трудности, значит, и у него все получится. Деятельность эта интересная, глубокая, и, безусловно, мы будем работать в этом направлении. Очень хочется увидеть хорошие результаты, найти отклик в душах и сердцах невельской молодежи.
- Благодарю за интересную беседу, Виктория Анатольевна. Пусть все намеченные планы претворятся в жизнь, а помогут их осуществить Ваши коллеги, единомышленники и, конечно, молодое поколение - самая активная и целеустремленная часть населения нашего района.