"Война – дело молодых", – поведал нам Виктор Цой на стыке эпох. И был прав. Молодые люди всегда и во все времена были по природе бунтарями, революционерами, сторонниками быстрых и жёстких рецептов. Иногда этот юношеский радикализм оказывался полезен, и сама жизнь направляла его в нужное русло – на стройки века, для борьбы с внешним врагом, для реализации новых социальных проектов. Иногда эта энергия оказывалась невостребована и шла на саморазрушение.
Пожалуй, главное отличие взрослого человека от подростка не в физической силе, скорости мышления или умении ладить с людьми. И тем, и другим природа наделяет по своему прихотливому усмотрению. Опыт? Но и жизненный опыт бывает разный. Есть школьники, пережившие такое, что иному взрослому хватит на половину века.
Одно из главных отличий в том, что взрослые более склонны к поискам компромисса, терпению и работе на перспективу. С возрастом приходит понимание, что решить все вопросы одним махом не получится. Дерево нужно поливать годы, чтобы оно начало приносить плоды, а гордиевы узлы в жизни медленно и тщательно распутывать, а не разрубать.
Хорошо, если на пути вступающего в большую жизнь человека встретится тот, у кого достанет терпения и такта это объяснить. А если нет? Ответ иногда бывает убийственно радикален. В прошлом году Следственный комитет России зарегистрировал 461 самоубийство среди несовершеннолетних.
Врачи констатируют, что если c 2002 года количество взрослых суицидов в России постепенно снижается (с 10-го места в мировом рейтинге стран с самым высоким уровнем самоубийств мы переместились на 14-е), то по подростковым положительных тенденций нет. На каждые 100 тысяч детей 10-14 лет приходится 2,5 суицида, среди подростков 15-19 лет -16,3. С ноября 2015-го по апрель 2016 года в стране покончили с собой не менее 130 подростков.
По этому показателю наша страна занимает неутешительное четвертое место на планете. Причём, "в лидерах" ходят отнюдь не страны третьего мира, с высоким уровнем преступности, отсутствием социальных гарантий и низким уровнем жизни. Первые три места делят между собой вполне благополучные Индия, Китай и Америка.
Акт отчаяния
и просьба о помощи
Получается, что дело не столько в экономике, сколько в психологии? В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени Сербского говорят, что 10-14 лет – самый опасный возраст для суицидов. Подросток в это время переживает возрастной кризис. Из ребенка вылупляется взрослый человек. Все это сопровождается самокопанием, недовольством собой и другими, поиском ответов на вечные вопросы "Кто я? Что могу?".
К тому же большинство молодых людей романтизируют смерть. Для них это просто иной способ существования. А современные родители заняты зарабатыванием денег и разучились слушать своих детей, разговаривать с ними. Общение часто строится либо на принципах авторитаризма по системе начальник-подчиненный, либо ребенка просто не замечают – он растет, как сорняк. И посоветоваться о проблемах ему не с кем. Есть и третий вариант, когда взрослые возводят чадо на престол. Что бы подросток ни сделал – все прекрасно и замечательно.
С этим согласны и псковские специалисты. Доцент кафедры психологии ПсковГУ, кандидат психологических наук Лариса Максименкова отмечает, что подростки (13 – 15 лет) проявляют повышенный интерес к теме жизни и смерти. Порой эта тема окутана даже ореолом таинственной романтичности, что отражается в молодежной субкультуре. Однако полноценное осознание того, что смерть является окончательным прекращением физической и духовной жизни, в подростковом возрасте еще не вполне сформировано. Большинство подростков так или иначе отрицает необратимость смертельного исхода, верит в реинкарнацию, загробную жизнь. В связи с этим отличить истинные суицидальные акты от парасуицидов, то есть демонстративных суицидальных проявлений, у детей и подростков значительно сложнее, чем у взрослых.
По своей сути суицид представляет собой бегство от проблем, трудностей, которые, как кажется подростку, невозможно решить (насилие в семье, буллинг). Суицид для подростка - это бегство от жизни. Неслучайно подростковым суицидам часто предшествуют побеги из дома, прогулы школы. Предотвратить суицид, таким образом, можно, снижая потребность подростка к бегству.
Кроме того, большинство подростков так или иначе сообщают окружающим о готовящемся суициде, подсознательно ожидая от них помощи и поддержки. Смысл подросткового суицида - это акт отчаяния, "крик о помощи".
На что обращать
внимание?
Маркеры, или индикаторы, суицидального поведения довольно многообразны и могут быть объединены в ряд блоков.
1.Поведенческие: любые внезапные непонятные изменения в поведении; безрассудные поступки, связанные с риском для жизни; высокая импульсивность; уход "в себя", от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими; общая заторможенность, бездеятельность (все время лежит на диване) или, напротив, двигательное возбуждение; употребление алкоголя и других психоактивных веществ; враждебное отношение к окружающим; раздаривание вещей и пристраивание домашних животных; утрата интереса к тому, что раньше было значимо.
2. Эмоциональные: сниженное настроение, заторможенность, тоска; переживание горя; выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения; переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости; повышенная раздражительность, слезливость, капризность; тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь; тоскливое выражение лица, бедность мимики.
3.Словесные: высказывания о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив; высказывания о чувстве беспомощности, вины ("Я никому не нужен…Всем только мешаю"), собственной ненужности, никчемности ("Я ничтожество! Ничего собой не представляю!", "Я – тварь. Всем приношу несчастья…"); шутки о желании умереть ("Никто из жизни еще живым не уходил!"); сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты; фразы, связанные с прощанием с жизнью ("Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…").
Должно насторожить наличие подобных высказываний на страничке подростка в соцсетях.
4.Особенности внешнего вида и продуктов деятельности: безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях; использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией); интерес к неформальным объединениям (готы, эмо), сайтам с суицидальной направленностью ("прах").
5.Физические: жалобы на плохое самочувствие, ощущение физического дискомфорта в различных частях тела при видимом отсутствии болезней (головные боли, чувство нехватки воздуха, боли в груди, сухость во рту); запоры, потеря или чрезмерное усиление аппетита; бессонница или, наоборот, сонливость, отсутствие чувства отдыха после сна.
Добавим, что в первую очередь родители могут увидеть следующие признаки: изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли). Если за короткий промежуток времени подобные состояния повторяются регулярно, то это уже повод бить тревогу и обращаться к специалистам (медицинским психологам, психотерапевтам).