Снижение уровня рождаемости, и соответственно, сокращение численности населения привело к тому, что тенденцией последних лет, к сожалению, стало закрытие малокомплектных школ на селе.
Как ни горько осознавать, но статистика неумолима: с каждым годом все меньше становится учеников в наших сельских школах. Связано это не только с демографической ситуацией, но и с отсутствием свободных вакансий на селе, из-за чего молодежь вынуждена перебираться в город в поисках работы.
В начале марта в Артемовской школе прошло собрание с участием представителей управления образования администрации Невельского района, родителей школьников и членов педагогического коллектива. Обсуждались дальнейшие перспективы учебного заведения, в частности, рассматривался вопрос перевода учащихся Артемовской школы в гимназию. Диалог был непростым. И причины тревоги вполне понятны, ведь, пожалуй, для всех, а не только для детей и родителей, закрытие школы - больная тема.
О сложившейся ситуации рассказывает начальник управления образования, физической культуры и спорта администрации Невельского района О.Д.Кобзева:
- В Артемовской основной общеобразовательной школе на сегодняшний день обучаются 15 детей. В следующем учебном году в школу пойдут два первоклассника, один второклассник и пять третьеклассников (это будет один класс-комплект). Шестеро ребят будут обучаться в седьмом и восьмом классах (по три человека в каждом). Поскольку получается всего два класса комплекта на общее количество детей (14), то учителя лишаются нагрузки, и очень сложно организовать учебный процесс. В такой ситуации самым, на наш взгляд, оптимальным решением станет перевод детей в гимназию г. Невеля. Подвоз школьников будет осуществляться ГП ПО "Славяне", до центральной дороги всего несколько километров, да и расстояние до города небольшое, здесь проблем не должно быть. Качество образования в этой школе всегда было высоким, учащиеся 9-го класса хорошо сдают ГИА, и РКМ ученики 4-8 классов всегда пишут с хорошими результатами по всем предметам. Артемовская школа дает хорошую образовательную базу по основной образовательной программе, и все выпускники, поступившие в 10-й класс городской школы (как правило, в гимназию), показывают высокий уровень знаний. Но мы вынуждены признать: есть дети - есть школа, а мало детей - и школы нет, даже если очень хороший преподавательский состав. Надеемся, что к началу нового учебного года вопрос с обучением артемовских ребят в гимназии решится положительно.
14 марта учащиеся Артемовской школы вместе с родителями и учителями побывали в гимназии. Экскурсия по школе началась с кабинета директора. В.Н.Кузнецов рассказал о достижениях гимназистов в учебе и спорте, об интересных поездках в Псков, Печоры, на футбол в Санкт-Петербург, представил педагогический коллектив, познакомил с принципами и законами, по которым живет школа.
- Мы очень рады видеть гостей, - сказал, в частности, Валентин Николаевич, - двери для сельских детей всегда открыты. Возможности для развития и совершенствования в любой городской школе гораздо шире. В гимназии хороший спортивный и тренажерный залы, большой актовый зал, библиотека, просторная столовая, современные классы с новейшим оборудованием. Учителя - старшие друзья, товарищи для учеников. У нас сложилась одна большая дружная семья, где и радости, и сложности - все решаем вместе. И мы с большой радостью готовы принять вас в свою семью.
Экскурсия продолжилась, и делегация во главе с Валентином Николаевичем прошествовала в медпункт, а затем - в столовую, где приветливые работники угостили всех чаем с пышными булочками. Продолжая знакомство с гимназией, группа заглянула в первый класс, где вела урок Е.А.Ковалева. Ребята даже поучаствовали в учебном процессе, выполняли задание на интерактивной карте. Побывали также в кабинете математики, где В.И.Кузнецова объясняла девятиклассникам новый материал. Прошли в кабинеты Дома детского творчества, посмотрели работы, выполненные кружковцами, поинтересовались, какие кружки и в какое время работают. Затем прошлись по школьным этажам и рекреациям и оказались в просторном классе, где за круглым столом в дружеской обстановке прошел открытый диалог взрослых и детей. На перемене к группе присоединились двое гимназистов-девятиклассников, оба Алексеи - Масолов и Константинов. Они поделились воспоминаниями о том, как адаптировались к школе, привыкали к учителям, завязывали дружбу с одноклассниками, когда перешли в гимназию из сельских школ (Карулинской и Трехалевской). Ребята увлекаются спортом и с учебой у них полный порядок!
Родителей больше всего волновал вопрос о подвозе школьников. Их опасения понятны, ведь дети совсем маленькие и страшновато отпускать их так далеко от дома, хоть и под присмотром взрослых. А вдруг автобус задержится? А если зимой, в сильный мороз придется ждать транспорта долгое время? Одно дело, когда мама или папа рядом со своим ребенком, а другое - когда он уезжает учиться за несколько километров. Поэтому еще на собрании некоторые родители выступали против перевода детей и высказали намерения побороться за родную школу. Мам и пап заверили, что повода для беспокойства нет, автобус будет приходить вовремя, по расписанию.
Что касается самих детей - после экскурсии они были полны впечатлений, но эмоциями по этому поводу делиться не спешили. Сказали только, что в гимназии им очень понравилось, и засобирались домой.
- Потому что наши дети - домашние, - говорит руководитель Артемовской ООШ И.Г.Иванова, - их у нас мало, и мы, естественно, каждого опекаем, оберегаем. Родители в школу приводят детей и после уроков забирают. Ребята сегодня немного растеряны, школа большая, учеников много. Мы, педагоги, тоже переживаем, как наши детки вольются в коллектив. Обеспокоенность есть, но есть и уверенность в том, что все сложится замечательно. Знания у наших ребят хорошие, поэтому я уверена, что все у них получится. И с одноклассниками подружатся, потому что они - добрые, неконфликтные, воспитанные дети. Надеемся приехать в гимназию еще раз, хотим посидеть на уроках.
Во всех российских регионах в рамках реформы образования продолжается оптимизация учебных заведений. Хочется верить, что в каждом конкретном случае будет выбран наиболее оптимальный вариант, устраивающий всех - учителей, родителей, а в первую очередь - детей, у которых есть гарантированное право на получение бесплатного образования. А доступность образования, в том числе территориальная, - одно из условий его качества.