В условиях современной экологической ситуации важно, чтобы на всех этапах обучения дети приобщались к бережному отношению к природе, а для этого необходима экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей жизни. Основная цель экологического образования - развитие экологической культуры учащихся, формирование ответственного отношения к окружающей среде, природе. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных программ способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
В нашей школе на уроках экологии и биологии экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Учащиеся познают законы природы, правила поведения в природе, выясняют роль антропогенного воздействия человека на окружающую среду. Для стимулирования учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде проводятся уроки - конференции, уроки-семинары, учащиеся готовят доклады, рефераты. На уроках и во внеурочной деятельности используется проектная деятельность. Для выполнения проекта учащиеся ищут материал в Интернете и других источниках, делают фотографии, зарисовки, а затем выступают с презентацией своих работ.
Силами пятиклассников подготовлены увлекательные проекты: "Охраняемые растения Саратовской области", "Животные, занесенные в Красную книгу Саратовской области". Интересно было ребятам узнать о том, что живым символом Саратовской области является дрофа, которая встречается и в Озинском районе. Дрофа обыкновенная, или дудак,— одна из самых крупных птиц в фауне России, размером с большого индюка (масса достигает 16 кг). Окраска оперения сверху рыжая с черными пестринами, снизу — белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Дрофа хорошо бегает и неплохо летает, хотя поднимается в воздух тяжело, с разбега. На земле держится осторожно, издали замечая приближение человека или животного. Основные местообитания дроф — богатые растительностью степи (ковыльные, типчаковые), разнотравные луга, озимые поля. Здесь они находят пропитание в виде семян злаков и различных трав, молодых всходов и луковиц дикого лука и чеснока, различных насекомых, лягушек, ящериц, мышей, иногда птенцов мелких птиц. В прошлом столетии численность дроф на территории нашей страны была велика. Тысячные стада их кормились на степных просторах там, где сейчас встречаются лишь немногие экземпляры этих птиц. Гнездовья они устраивают прямо на земле. Распашка целинных степей, превращение их в возделываемые поля, привела к тому, что численность этих птиц значительно сократилась. Дрофа занесена в Красную книгу. Но благодаря работе ученых известно, что Саратовская область по численности дрофы занимает второе место в мире после Иберийского полуострова.
С лучшими проектами учащиеся выступают на школьной и районной конференциях. Сапарбаева Регина заняла третье место на муниципальной научно–практической экологической конференции с работой "Лук от семи недуг", а Афанасьева Аня - с проектом "Твердые бытовые отходы и их влияние на окружающую среду" - второе место. Почтарь Ольга в подготовленном ею проекте рассказала, как влияют на организм человека используемые для консервирования продуктов нитраты. Свой проект она назвала "Обнаружение нитратов в продуктах питания" и на школьной конференции "Умники и умницы" завоевала второе место. Афанасьева Аня и Почтарь Ольга приняли участие во Всероссийском конкурсе экологических проектов "Твой след на планете", были отмечены Благодарностью. Зотова Виктория занималась изучением бабочек, сделала серию интересных фотографий и выступила на конференции с проектом "Дневные бабочки Озинского района". Ребята узнали о видах бабочек, обитающих в Озинском районе, о их роли в природе и в жизни человека. Готовясь к выступлению, ребята неоднократно советуются со своими педагогами, отыскивают необходимую литературу, ведут непосредственное наблюдение за животным и растительным миром. Хорошие исследовательские, социальные проекты создают учащиеся старших классов под руководством учителя экологии Белоусовой Л.А., которая на своих уроках постоянно подчёркивает необходимость бережного отношения к окружающему миру.
На уроках биологического краеведения учащиеся изучают природу родного края, геологическое прошлое своей малой Родины. На уроках изучаем достопримечательности нашего района – памятники природы. Памятник археологии близ Озинок указом Президента РФ от 25 февраля 1995 г. введен в "Перечень объектов исторического и культурного наследия". Это уникальнейшая палеолитическая стоянка, размерами превосходящая древнейшие города Ближнего Востока, которая расположена у п. Непряхин.
Степи у с. Меловое: памятник представляет собой целинную степь на меловых отложениях с чрезвычайно высоким уровнем биоразнообразия, включая популяции факультативных и облигатных кальциефилов, редких для флоры Саратовского Заволжья. Здесь произрастают растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области: василек русский, василек казахский, полынь солянковидная, левкой душистый, анабазис меловой, клоповник Мейера, качим волжский, гвоздика жесткая, курчавка отогнутая, вьюнок линейчатый, тимьян губерлинский, льнянка меловая. Благоприятные экологические условия определяют богатство фауны птиц. На территории памятника природы весьма многочисленны полевой, белокрылый и степной жаворонки, с высокой плотностью гнездятся стрепет, перепел и обыкновенная пустельга, известны примеры размножения могильника, кобчика, степного и лугового луней, степного орла, курганннка и филина. Памятник природы имеет исключительное значение для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.
Урочище "Синяя гора" - ещё один степной памятник природы. Территория его занимает живописный приподнятый над прилегающей равниной сыртовый массив с асимметричными склонами. Особую ценность представляют фрагменты зональных псаммофитных степей и березово-осиновые колки, являющиеся остатками некогда распространенных мелколиственных лесов в дальнем Саратовском Заволжье. Доминирующее положение в фитоценозах занимает разнотравно-типчаково-ковыльная степь. Знания о том, что в районе есть такие достопримечательности, вызывает у учащихся чувство гордости и желание сберечь все живое.
В рамках декады естествознания проводятся экологические праздники "День птиц", "День здоровья", ребята участвуют в дистанционных эколого–биологических олимпиадах. Четвертый год в школе работает кружок "ГлобалЛаб", где ребята изучают природу родного края, проводят исследования и делятся данными с ребятами из других регионов. В результате у учащихся развивается творческое мышление, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека, принятие экологически целесообразных решений.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и изменения отношения к природе в лучшую сторону жизнь на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы.
А. САПАРБАЕВА, учитель биологии МОУ "СОШ р.п. Озинки"
Члены кружка "ГлобалЛаб" с большим интересом наблюдают за сезонными изменениями в природе, с удовольствием участвуют в проведении различных опытов, замеров, наблюдений. Во время одного из последних занятий мы побывали на пруду, расположенном за улицей Московской, проводили наблюдения на свежем воздухе.