Создание Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) администрации Озинского муниципального района – необходимость, продиктованная текущей действительностью. Чрезвычайные ситуации, происходящие катастрофы природного и техногенного характера, угроза террористических актов, в которых может пострадать жизнь и здоровье граждан, – всё это, а также многое другое обусловило введение ещё одной структуры, обеспечивающей личную и общественную безопасность. Что стояло за образованием ЕДДС, какие обстоятельства предшествовали и способствовали её появлению в районе, насколько эффективно она противодействует всему этому, что прямо или косвенно представляет опасность для озинцев, для сохранности их имущества – об этом (и не только) мы попросили ответить первого заместителя главы администрации Озинского МР Д.В. Перина.
- Основной целью создания ЕДДС являлось повышение готовности исполнительной власти и заинтересованных служб Озинского муниципального района к реагированию на потенциальную или реальную угрозу в случае возникновения непредвиденных либо форс-мажорных факторов путем скоординированности, согласованности их действий, наиболее рационального и результативного распределения привлекаемых сил и средств, оперативного маневрирования имеющимися ресурсами. То есть, к экстренному, целенаправленному, полномасштабному вмешательству в складывающуюся неблагоприятную ситуацию. Вот, пожалуй, главные основания, по которым было принято решение о создании ЕДДС. Дополню, что этот шаг опирался на ряд действующих федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и Саратовской области. Словом, это как раз тот момент, когда требования законодательства органично совпадают с насущными реалиями и оттого они весьма жизненны и актуальны.
- Дмитрий Владимирович, расскажите, пожалуйста, как осуществлялась предварительная подготовка к созданию районной ЕДДС?
- Выделю два этапа: организационный период (до 2010 года), в ходе которого разрабатывались соответствующие документы (постановление администрации МР о создании ЕДДС, Положение о Единой дежурной диспетчерской службе района, инструкции по обмену информацией между ЕДДС района и дежурными и диспетчерскими службами на местах и т.п.), и технологическими (январь-май 2010 года), когда ЕДДС воплотилась в конкретные формы и получила конкретный адрес: р.п. Озинки, ул. Кольберта, №13 "А", расположение пожарной части ПЧ-50. Кроме того, был осуществлен приём штатных сотрудников, их обучение при пожарной части, а также в учебно-методическом центре Главного управления МЧС по Саратовской области и допуск с самостоятельному несению дежурства. Общая численность дежурных ЕДДС - 4 человека, ежесуточно на дежурство заступает 1 человек.
- Каковы режимы и функции ЕДДС?
- Единая дежурная диспетчерская служба функционирует в 3-х режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации. Она работает круглосуточно, и в случае возникновения какого-либо происшествия, чрезвычайной ситуации дежурный обеспечивает оповещение должностных лиц, председателя КЧС и сил постоянной готовности. А потом начинает действовать согласно установленному алгоритму: информирует все необходимые службы и координирует их усилия по предотвращению или ликвидации форс-мажора.
- Дмитрий Владимирович, судя по тому, что Вы сказали, работа дежурного ЕДДС очень ответственная, сложная и тут нужна высокая выучка, умение принимать экстренные и вместе с тем правильные решения. Кто и как проводит обучение дежурного персонала?
- С диспетчерами Единой дежурной диспетчерской службы, находящимися на дежурстве не менее 2 раз в месяц, проводятся тренировки под руководством старшего оперативного дежурного Центра управления кризисных ситуаций МЧС России по Саратовской области. Кроме того, с ними ведут занятия по профподготовке ведущий специалист администрации МР по делам ГО и ЧС и начальник ПЧ-50 по охране р.п. Озинки.
- Какими техническими средствами оснащена ЕДДС администрации района?
- Прежде всего, надо говорить о 9-ти прямых каналах связи, установленных на потенциально опасных или социально значимых объектах с постоянным массовым пребыванием людей, сюда переданы стационарные сотовые телефоны. Для ЕДДС приобретена и установлена так называемая Демо-система из 2-х телефонных номеров (один – для приёма звонков по номеру "112", второй – для организации управления и взаимодействия). В общем и целом из бюджета МР на техобеспечение ЕДДС было выделено 500 тысяч рублей. Они полностью освоены.
- Хотелось бы знать, насколько часто граждане обращаются в ЕДДС, чтобы получить ту или иную помощь?
- Достаточно часто. К примеру, в течение 2013 года в ЕДДС поступило 84 прямых обращения граждан, а за январь 2014 – 6. Ни одно из них не осталось без внимания. Словом, людей в беде не бросили, всем оказали нужные услуги, причем характера самого разнопланового: от освобождения водителя из помятой кабины автомобиля до вскрытия железной двери лежачего больного.
- И последнее, Дмитрий Владимирович, есть ли какие-нибудь планы на 2014 год по дооборудованию ЕДДС?
- Да, в начавшемся году нам предстоит изыскать денежные средства на приобретение и ввод в эксплуатацию устройства для записи телефонных переговоров и аппаратуры спутниковой навигации. Мы считаем, Единая дежурная диспетчерская служба должна укрепляться, развиваться и совершенствоваться, и в этом администрация района видит одну из приоритетных задач.
По результатам проведенной комиссией Главного управления МЧС по Саратовской области проверки было сделано заключение о том, что ЕДДС администрации Озинского МР ограниченно соответствует требованиям "Положения о ЕДДС муниципального образования". Что ж, это свидетельствует только о том, что у нашей ЕДДС все еще впереди.
ДЛЯ СПРАВКИ: все, кто срочно нуждается в какой-либо помощи, могут в любое время суток позвонить по следующим телефонам: 4-22-33, 112, 01, 4-10-69 или непосредственно обратиться по указанному выше адресу.
Записал С. СКЛЯР