В Саратове прошли открытые уроки финансовой грамотности по новым учебным пособиям Минфина России
В новом учебном году школьники Саратовской области имеют возможность получать знания о личных финансах с помощью уникального по своему содержанию и тиражу комплекта учебных пособий по финансовой грамотности.
Представители СМИ смогли познакомиться с методиками обучения финансовой грамотности с использованием новых образовательных материалов. Открытый урок состоялся 15 октября в МОУ "СОШ № 95". Учащимися были подготовлены мини-проекты по теме "Деньги – это великое изобретение человечества". На уроке познакомились с коллекцией старинных и юбилейных монет, узнали историю возникновения денег, какие деньги использовались в разные исторические эпохи, из чего складываются доходы и расходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать.
В Саратовской области 95% школ уже внедрили уроки финансовой грамотности в программу обучения. В регион поступило почти 230 000 учебно-методических комплектов, предназначенных для школьников 4-11 классов и их родителей. Это уже второй, доработанный выпуск учебно-методических комплектов (УМК) по финансовой грамотности от Минфина России. Его особенность – беспрецедентно большой тираж, насчитывающий более 11,5 миллионов экземпляров. Это самый большой единовременный тираж школьных учебников в современной России. Все учебные пособия поставляются в образовательные организации на безвозмездной основе.
Еще одна особенность этих изданий — наличие в них просветительских материалов для родителей. С их помощью можно организовать настоящий семейный финансовый квест: вместе с детьми планировать личный и семейный бюджеты, выбирать наиболее выгодные и надежные варианты сбережений и инвестиций, составлять семейные бизнес-планы. По мнению педагогов, совместное обсуждение повседневных финансовых тем — самый эффективный способ формирования у ребенка рационального финансового поведения и бережного отношения к личным финансам.
Программа финансового образования, представленная в новых учебно-методических комплектах, рассчитана на учащихся 4–11-х классов. Материалы по финансовой грамотности могут быть использованы образовательной организацией для обучения азам финансовой грамотности, самостоятельному предмету, в рамках внеурочной деятельности школьников, а также в качестве факультативного или элективного курса.
Сегодня дети, родители, учителя и руководство школы свободны в том, чтобы включать эту дисциплину в образовательную программу. Предмет не является обязательным, однако большое количество учащихся сегодня выбирает именно этот курс для дополнительного изучения. Главные темы занятий на таких уроках: деньги и их виды, доходы и расходы, услуги финансовых организаций, личные сбережения, защита прав потребителей, страхование, инвестирование, налоги. Школьников учат финансовому планированию и управлению личным бюджетом, грамотному пользованию различными финансовыми услугами и продуктами. Им рассказывают о финансовых рисках и основах финансовой безопасности, об экономике и финансовой арифметике.
Тематическое содержание подготовленных материалов используется для включения вопросов финансовой грамотности в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Многие темы личных и семейных финансов включены в обязательные предметы — окружающий мир, математику, обществознание, географию. В будущем планируется внедрять темы финансовой грамотности также в ОБЖ, историю, литературу, информатику, технологию, иностранные языки.
Справка о проекте: проект Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" реализуется с 2011 года. Главная цель — повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода — активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем — экономически активное население).