На втором этаже Историко-краеведческого музея расположилась выставка картин Александра Васильевича Максакова. Картины небольших размеров, и, на первый взгляд кажется, ничего в них такого уж примечательного. Но почему-то так не хочется от них уходить… Всматриваясь, видишь, насколько глубок талант этого скромного человека, как умело он передаёт красоту потаённых мест. Бывает, посмотришь на картину: так красиво, так ярко! Но полюбуешься немного – и забудешь. Здесь же – совсем другое дело. Ловлю себя на мысли, к картинам, написанным Александром Максаковым, возвращаюсь в памяти вот уже несколько дней. Казалось бы – небрежными мазками набросал автор краски, а гляди-ка, получилось настроение, которое уносит зритель и хранит в душе, и навеваемое томление: то ли стихи рождаются, то ли преследует аромат, который, кажется, можно даже почувствовать, лишь подойди ближе.
Осень пришла к нам с урожаем. Вот она капуста, набитая, упругая. Свёкла, морковка, помидорки, – всё со своего огорода, лишь на минутку оставила их хозяйка, чтобы собрать ещё и чеснока. То-то щи получатся! Ароматные, душистые, а красивые! – рубиновые, да с янтарными жиринками на поверхности – мечта!
А вот, прислушайтесь – журчит-говорит горная речка, несёт свои воды к морю синему. Как-то вдруг возникают строки, выученные ещё в раннем детстве: "Внизу бежит поток проворный, в лесу не слышен птичий гам. И шум лесной, и шум нагорный, – всё вторит весело громам". Теплое солнышко растопило снег на вершинах гор, и бежит река вниз, обнимая попутно большие камни, прихватывая в путешествие мелкую гальку. И, кажется, что протяни руку – и сможешь ощутить волшебную прохладу реки, льющейся прямо на тебя.
Здесь – покой и умиротворение: "Зимний пейзаж". Удивительные дни запечатлел на холсте художник: зима пришла неожиданно – вот на деревьях ещё трепещут жёлтые листики – всё, пожалуй, что осталось от пышного убранства осени. По-хозяйски укрывает зима деревья новыми шубами: дескать, не плачьте, не замёрзнете, согрею – укутаю. Пройдёт несколько денёчков, и покроется ровным белоснежным ковром, застынет этот небольшой пруд, отдав последнее своё тепло.
Осторожно! Вы же можете наступить на этот воздушный одуванчик! Посмотрите только – как доверчиво он распустил свою шевелюру. Маленькие парашютики вот-вот покинут уютное мамино гнездо и разлетятся по белу свету, чтобы найти своё место. Совсем скоро этой дружной семейки здесь не будет – останутся лишь голые стволы, на чашелистиках которых чётко обозначатся крапинки, как душевные ранки, напоминающие о том, что раньше семья была большой и дружной. Где найдут приют улетевшие пушистики? Вряд ли вернутся они сюда снова. Как в жизни, ей-богу.
На картинах Максакова природа – живая. Не берусь судить о художественной ценности картин – это удел профессионалов. Нам же, простым обывателям, важнее то, какие впечатления оставляет произведение искусства. Для нас есть два критерия: нравится и не нравится, цепляет – не цепляет. Глядя на картины Александра, понимаешь, что его картины цепляют за живое, будоражат что-то в душе, навевают воспоминания. Замечательно, что автор умеет увидеть красоту там, где другие видят обыденность и повседневность. "Туманное утро", "Половодье", "Морозное утро" - в каждой картине разное настроение, эмоции, чувства. Позвольте спросить, уважаемый читатель, как на Вас действует осень? Признаться честно, я не люблю её, хотя она моя подружка. Да, такое тоже может быть. У нас с ней ежегодная игра: кто кого? Она давит хмурым настроением, заливает дождями, а я в ответ пишу стихи, убеждая себя: всё будет хорошо. И та осень, которую я увидела на картине Александра Максакова, похожа на мою: такая же бессовестно-рыжая и, несмотря на яркость и буйство красок в наряде, по-прежнему одинокая. А иначе разве лила бы она горькие слёзы, вызывая депрессию во мне? Картина Александра так и называется: "Осень. Одиночество". Рассматриваю её, а в голове рождаются строки:
Закутавшись в шарф, пройдусь по аллее.
Ты осень, не плачь, я тебя пожалею.
Скамейки опять в твоих горьких слезах,
К чему эти слёзы, к чему этот страх?
Печаль к чему сеешь ты вместе с дождём?
Не плачь, моя осень, мы снова вдвоём.
Пишу о тебе. И ничуть не грущу,
Расстаться с печалью навеки хочу.
Вернусь я домой и чаю согрею,
Поверь, о былом я теперь не жалею.
Вот луч из-за туч – ты уже не грустишь,
Лишь веткою желтой в окно мне стучишь…
И я улыбнусь – понимаем друг друга,
Ты снова со мной, моя осень-подруга.
Выставка будет действовать в течение месяца – именно такой срок оговорён с автором. И за это время многие смогут познакомиться с работами нашего земляка. Да, такой талант был взращён на Озинской земле – в селе Комсомольском прошло его детство. Здесь же Александр закончил десятилетку. Отсюда отправился в Саратовский сельскохозяйственный институт. Рисование, бывшее его увлечением, осталось любимым видом искусства. Несмотря на специальность, связанную с сельским трудом, руки мастера просили кисти: талант ведь в землю не зароешь. На своё счастье когда-то он познакомился с Геннадием Дудукиным, который рекомендовал Александру не бросать занятия живописью. Работа, заботы о семье, впрочем, не позволяли художнику заниматься творчеством постоянно. Лишь спустя много времени, он решился продолжить свой художественный опыт, по настоянию любимой супруги, его личной Музы-вдохновительницы. И это очень здорово у него получается. Я благодарна Александру Васильевичу за его великий талант – умение так реалистично и душевно переносить на холст великолепие природной красоты, за те чувства, которые вызывают его картины. Если вы хотите, чтобы приятные эмоции тронули самые нежные струнки и вашей души, сходите в музей, не пожалеете.
Аида БОГДАЛОВА