Что самое главное в любом концерте, любом спектакле? Конечно же, талант и исполнительское мастерство артистов. Им аплодируют, устраивают овации, и это вполне справедливо. Но есть в праздничной атмосфере сцены, созданной певцами, танцорами, музыкантами, видимая, но недооцененная по праву скромная роль людей, чьим трудом изготовлены декорации, оформлена сцена. А ведь это так важно для эмоционального восприятия всего происходящего на сценических подмостках. Художник Александр Викторович Водолагин сам по своей натуре человек скромный и не очень-то любит рассказывать, как много труда вложил он в ту или иную декорацию или бутафорский атрибут, сопутствующий многим выступлениям артистов.
Вспомните хотя бы, как искусно сделана русская печь, которая на многих мероприятиях, проводимых Центром национальных культур "Славянка", позволяет воссоздать старинный быт наших предков. Всего лишь одна характерная деталь – а сколько смысла в себе несет: ведь русская печь - уникальное явление материальной культуры славян, самый предметный и яркий символ русского Духа, его основательности, здорового консерватизма и своеобразной рациональности. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки просто не представляли себе жизни без печи. Как вместилище пищи или домашнего огня она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия. И попробуйте-ка передать ее значение и роль языком движений, жестов, танца – не получится, как бы выразительны они не были. А вот с помощью умелых рук талантливого художника-оформителя – можно.
А сколько доброго смеха вызывает огромная расписанная под хохлому ложка в руках одного из юных участников ансамбля ложкарей: у всех ложки как ложки, а у этого – вдвое больше самого артиста. Бутафорская ложка тоже изготовлена Александром Викторовичем, впрочем, как и столь же огромная гармонь с раздвижными мехами, с которой выступали на конкурсе "Играй, гармонь" танцоры хореографической группы "Околица". А как органично смотрелись белоствольные березы на заднике сцены, когда районные гармонисты выводили на инструментах замысловатые рулады и трели. Давайте вспомним и огромный каравай, ставший символом гостеприимства хлебосольной озинской земли: понимаем, что бутафорский, но так и хочется откусить – настолько похож на настоящий. А золотые колосья в руках слетевшихся на открытие районного Года культуры муз, а их луки – разве не вызывает работа мастера-художника восхищения? Умение переводить творческий замысел в живописные декорации, сценические бутафорские предметы, добиваясь создания нужного колорита, свойственно лишь настоящему таланту. Рассказывать обо всем, что сделано руками Александра Викторовича, можно долго. Добавим, что А.В. Водолагин автор декораций для кукольных спектаклей и самих кукол, причем куклы эти динамичны, подвижны – как живые.
"Талантище, все в руках горит, все умеет", - говорят о нем коллеги. Добавьте к этому умение творить не из специальных декорационных материалов, а из того, что есть под рукой – картона, фанеры, дерматина, бумаги, - и вы поймете, как непросто сотворить чудо. Хотя бы тот же рождественский Вертеп, изображающий рождение Христа. Автор трактует библейский сюжет как факт исторический, как реальность, и это особенно подкупает. Через библейскую тему Водолагин утверждает свое понимание трепетности человеческих отношений и эмоций, взаимосвязь человека и природы как единосозданных: миром, покоем и красотой веет от этой искусной работы.
Для художника-оформителя одинаково важны пространственное мышление и воображение, чувство пропорции и цвета, креативность, гибкость мышления. И, в первую очередь, художественные способности. А.В. Водолагин художник очень способный. Его творчество основывается на чувствах и природном таланте. Изобразительный язык Александра Викторовича богат возможностями для выражения мыслей об окружающем мире. Ему одинаково хорошо удаются портреты и пейзажи, охотно рисует цветы. Постоянно действующая выставка работ местных художников, развернутая в одном из музейных залов, где размещены и работы Водолагина, наполненные душевным теплом и глубокой искренней добротой, пользуется огромной популярностью у озинцев. Любуясь ими, посетители отмечают, как ясен, красив и выразителен изобразительный язык живописца. Видимо, на становлении и развитии самобытного таланта сказались уроки известного саратовского художника В.М. Разгоняева. Так считает сам А.В. Водолагин, отметивший совсем недавно свой скромный юбилей.
Этому человеку есть что сказать, чем поделиться, что выразить, подводя промежуточные итоги. И пусть его талант и мастерство и впредь радуют озинцев.
А. ЛУКОШКИНА, директор Озинского Историко-краеведческого музея