РАКА. ЦАГИ, ЦИАМ, МПНТ…Не суди нас строго, читатель, за странные буквенные сочетания, не очень удобоваримые и малопонятные. Ведь, это всего-навсего аббревиатуры. РАКА – Российское авиационно-космическое агентство, ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦИАМ – Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова, а МПНТ – Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Солидные, крупные государственные учреждения, имеющие массу структурных подразделений или как называли прежде, департаментов. К примеру, в составе Минпромнауки действовали (впрочем, может и до сих пор действуют): сводный департамент оборонной промышленности, Департамент координации развития и реформирования оборонно-промышленного комплекса, в РАКА существует ряд различных Управлений, в том числе Управление программ развития авиационной техники и тому подобное. Ну и что из того? – вправе спросить вы – Где они и где мы, жители далекой саратовской "глубинки"? Что может быть между нами общего и почему газета вдруг завела речь о высоких, в прямом смысле, материях, касающихся авиации и даже космоса?
Ответим: в действительности все перечисленные ранее серьезные многоотраслевые ведомства гораздо ближе, чем мы предполагаем. Благодаря человеку, нашему земляку, которого многие, мы уверены, хорошо знают. В своё время он тесно сотрудничал с означенными организациями, обращаясь к ним за помощью в продвижении собственных авторских работ. Только запатентованных их у него шесть, и навряд ли Владимиру Жамильевичу Исмагулову в пределах Озинского района есть достойные конкуренты на данном поприще.
… Признаться, когда хозяин вытащил из заветного уголка стопку каких-то документов, это поначалу не слишком впечатлило. Ну кипа, кстати, не очень толстая, бумаг, пожелтевших и довольно потрёпанных. И только разложенные Владимиром Жамильевичем на столе они открыли свое содержимое. Это были патенты на изобретения, причем с подробнейшими описаниями, схемами, чертежами, расчетами, сделанными самим изобретателем. Тексты, конечно, носят совершенно специфический характер, поэтому полностью разобраться в их сути может только хорошо подготовленный профессионал. Нам же придется довольствоваться обыкновенным изложением авторских идей.
Итак, гидравлический роторно-клиновой насос, патент №2075650. Изобретение относится к гидростроению и предназначено для использования в гидроприводах различных машин. Автор точнейшими математическими выкладками доказал, что его детище, по сравнению с современными насосами с поперечным сечением поршней, в десятки раз экономичнее.
"Двигатель-преобразователь транспортного средства", патент №2067196. Изобретение может применяться в двигателестроении, а принцип его действия заключается в использовании потенциальной энергии собственного веса автомобиля, кинетической энергии торможения, эффекта аккумулирования энергии рабочей среды. Анализ показал, что в отличие от газотурбин и обычных двигателей, пуск транспортного средства с установленным двигателем-преобразователем может осуществляться без аккумулятора и стартера.
"Летательный аппарат "Стрекоза", патент №2083437. Изобретение относится к авиационной технике и может найти применение при создании летательных аппаратов аэродинамики полета с маховыми преобразованиями насекомого – стрекозы. Предполагаемый аппарат не имеет аналогов в мире и открывает качественно новое направление в авиации. Очень упрощено, тяга винта подъема "Стрекозы" создает под фюзеляжем опору в виде воздушной подушки. Вдобавок две пары крыльев (точно так же, как у настоящей стрекозы) "работают" попеременно, используя малейшие набегающие воздушные потоки. Скажем, если передняя пара крыльев опускается, приводя "насекомое" в поступательное движение, то задняя пара поднимается, используя набегающий воздушный поток, тем самым приводя переднюю пару крыльев в мах крыльев вниз. Таким образом, поднимающиеся крылья приводят в действие маха опускающиеся крылья, и так в бесконечной последовательности. Получается, в процессе полета для "Стрекозы" не требуется больших затрат топлива (разве что на взлет или на непредвиденные случаи). Мало того, цифры свидетельствуют: с выключенной силовой установкой скорость летательного аппарата будет увеличиваться. Здесь налицо прямая экономическая выгода.
"Изобретение "Гидротурбина", патент №1780552. Оно относится к гидромашиностроению, в частности, может быть использовано при создании турбин гидроэлектростанций, а основано на преобразовании кинетической энергии жидкой рабочей среды. Коэффициент полезного действия гидротурбины, предлагаемой В.Ж. Исмагуловым, намного превосходит КПД известных сегодня гидродвигателей; за счет эффекта гидроаккумулирования и повышения пускового момента гидротурбины.
"Летательный аппарат с укороченной длиной взлета и посадки", патент №1806063. Цель изобретения – улучшение летно-технических характеристик и увеличение грузоподъемности современных летательных аппаратов (согласно расчетам, почти втрое). Внедрение изобретения позволит сократить длину пробега самолета примерно до 100 метров как при подъеме, так и при спуске.
"Втулка ротора с реверсивно крутильным автоматом ориентации и сглаживания ударов лопастей", патент №1806064. Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к упрощению конструкции двигательных установок турбовинтовых самолетов за счет автоматизации пространственного положения лопастей и уменьшения ударных нагрузок. Говоря обычным языком, этим снова достигается определенная экономическая выгода и возрастает уровень безопасности полетов.
Кроме названных выше изобретений, В.Ж. Исмагулов вносил ряд рационализаторских предложений, скажем, об усовершенствовании самодвижущегося колеса Орфиреуса и применении эффекта инерциальной системы отсчета в механике. Не вникая в дебри указанных тем, подчеркнем, что обе они связаны с авиационно-косметическим ведомством (тем самым РАКА). Примечательно, что на эти предложения незамедлительно отреагировало руководство Сводного департамента оборонной промышленности в лице тогдашнего директора С.В. Шевлякова (т.е. фактически признало насущность, логичность и обоснованность теоретических доводов "самоучки" В.Ж. Исмагулова), но в реальные формы это согласие никак не вылилось.
А что же изобретения, о которых шел разговор выше? Какова их дальнейшая судьба? Владимир Жамильевич пытался пробить их внедрение, стучась в многочисленные инстанции. В апреле 2002 года он обратился с письмом к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой помочь в практическом осуществлении его проектов. Президент РФ привлек к решению вопроса Минпром Саратовской области совместно с руководством ОАО "Инновационно-технологический центр " Саратовский авиационный завод – Саратовский государственный технический университет" (ОАО "ИТЦ "САЗ-СГТУ"). Специалисты ОАО выразили готовность встретиться с Владимиром Жамильевичем для обсуждения вопросов предоставления испытательной базы и внедрения в производство его изобретений. Однако заместитель директора ИТЦ "САЗ-СГТУ" В.М. Тихонов наложил следующую резолюцию на официальный ответ: "Для реализации предлагаемых изобретений, в первую очередь, необходимо финансовое обеспечение". К сожалению, с деньгами в нашей области и в тот период было туго…
Попробовал В.Ж. Исмагулов найти поддержку в ЦАГИ и ЦИАМЕ. Но и там, и там должностные лица, ознакомясь с сущностью изобретений, предпочли отписаться, сославшись при этом друг на друга: дескать, не в нашей компетенции. Словом, так и остались патенты лишь на бумаге, не воплотившись в полезные, нужные государству изделия. Соответственно, автор и творец нового В.Ж. Исмагулов тоже остался лишь… патентообладателем, не более.
Интересно, что один ученый муж, встречавшийся с В.Ж. Исмагуловым, обладатель самых высоких научных титулов, категорически отверг возможность создания двигателей с коэффициентом полезного действия (КПД) больше 1…"Это всё равно, что создать "Перпетуум мобиле" (вечный двигатель). Не занимайтесь несбыточными прожектами, мой вам совет". Зато другой, детально ознакомившись с расчетами и выкладками, откровенно сказал: "Володя, твои изобретения опережают наше время лет на 40-50. Вот когда в России закончится нефть, они сразу станут востребованными".
… Очень давно, лет тридцать назад, Владимир Исмагулов построил планер. Корпус его был сделан из обыкновенной мотоциклетной коляски, обтянутый для уменьшения сопротивления воздуха стеклотканью. Планер прицеплялся к автомобилю, и, когда тот трогался, аппарат взлетал во встречных потоках воздуха. Не просматривается ли здесь аналогия с нынешней ситуацией? Изобретения лежат, пока нет движения навстречу.
С. СКЛЯР