В последнее время стало модным делать что-то своими руками. Вышивка, бисероплетение, квиллинг, аппликации, шитьё вновь набирают популярность. Видимо, подсознательно наши современницы начали ощущать, что, стараясь ни в чём не уступать мужчинам, они забыли о том, что на самом деле являются женщинами. Информативная насыщенность каждого дня приводит к истощению, поэтому как к спасению от суеты и приобретению душевного равновесия они вновь прибегают к рукоделию. Занятий множество, только выбирай. Галина Михайловна Елистратова тоже нашла для себя увлечение. Она изготавливает кукол. В её коллекции уже более 70 "дочек" и "сыночков".
Нужно сказать, что куклы у Галины Михайловны разные. Не только по характеру, но и по назначению. И особое место среди них занимают обрядовые, которые, перешагнув период забвения, пришли в нашу жизнь из славянских традиций. "У каждой куклы своё предназначение, - говорит Галина Михайловна. И мастерить их нужно, соблюдая определённые правила".
Главное правило для всех, кто занимается изготовлением кукол, которое перво-наперво нужно запомнить, - это то, что нельзя начинать делать её в плохом настроении и когда чувствуешь недомогание – энергетика может передаться изделию, и вместо пользы оно принесёт вред. В процессе изготовления нужно думать только о хорошем. О том, как изменится к лучшему жизнь, как наполнится она новым светом, станет лучше. Когда мастеришь куклу, нужно не просто изготавливать и подгонять детали, тут главное – верить, что она будет помогать и оберегать дом от несчастий и бед. И ещё немаловажное правило – нельзя делать куклу с лицом. Считалось, что в имеющую глаза фигурку может вселиться душа, а какой она будет, неизвестно… Материал, из которого делается кукла, должен быть натуральным, природным. Нельзя использовать острые и режущие предметы – материал нужно разрывать, а не отрезать, а сшивание заменить связыванием. Но даже если вы соблюли все правила, говорит Галина Михайловна, кукла может не поддаваться. Недавно так и было: села делать очердное изделие, но оно не выходит. Переделывала, распарывала – не получается! Отложила на несколько дней, и дело пошло ладком. В чём была причина – непонятно. Тут поневоле поверишь в то, что у каждой куклы свой момент прихода в жизнь.
В коллекции мастерицы есть обереги, которые она изготовила для своего дома, свято веря в их силу. Неразлучники, например, являются символом любви и взаимопонимания. Изготавливаются они по особой технологии: располагать их нужно на одной веточке, из которой расходятся две рогатины (что-то вроде рогаток, известных всем мальчишкам). На одной рогатине мастерится фигурка женщины, на другой – мужчины.
Крупеничка (зерновушка) – это символ достатка и благополучия. К изготовлению такой куклы приступали осенью, когда полнились амбары запасами. Внутрь этой куклы помещали различные крупы. И это имело практическое значение, потому что к весне, когда истощались запасы, можно было высыпать из платья крупы и сварить кашу – так точно голодным не останешься.
А вот – Спиридон-Солнцеворот, участь которого незавидна: им жертвуют, отмечая праздники зимнего и летнего солнцестояния – в эти дни фигурку, сняв с неё одежды, сжигали. Вместе с ним бросали в огонь всё старое и ненужное, с надеждой, что следующий период будет богаче и ярче. Таким образом Спиридон каждый раз гибнет, чтобы высвободить силы для новой жизни. Такую куклу дарили мужчине, чтобы он мог "рулить" в доме, быть хозяином.
"А вот десятиручку преподносили в дар невесте. Что примечательно, такая кукла изготавливалась из подола материнского платья", - говорит Галина Михайловна, - "а то как же сможет она справиться в десятью делами одновременно?" Считалось, что получив в дар куколку, невестка будет проворной хозяйкой, хранительницей домашнего очага, мастерицей.
Кубышка-травница обычно подвешивалась перед входом. Считалось, что проходя под ней, человек очищается от плохих мыслей. Мята, душица, зверобой, хвоя, тысячелистник помогали дезинфицировать помещение, несли в дом здоровье, отпугивая нечистую силу. В этих целях куклу располагали над детской колыбелькой.
Помимо обрядовых в коллекции у Галины Михайловны есть куклы-обереги. При их изготовлении тоже есть особые правила. Например, в изделии может быть только чётное количество узелков, завязывая которые необходимо прошептать счастливое пожелание. Обвязывать детали лучше красной шерстяной нитью по ходу солнца – она придёт не только обережную, но и магическую силу. На мероприятиях, связанных с русскими народными традициями, Галина Михайловна охотно делится своим мастерством со всеми желающими. Сама она пришла к изготовлению кукол не случайно – ей всегда нравилось делать что-то своими руками. Кружок, открытый в Центре национальных культур, сначала вела Юлия Сергаева. А потом он остался без руководителя. Галина Михайловна продолжила работу с ребятами, и так втянулась, что сейчас она изучает это мастерство всё старательнее и глубже.
Недавно стала изготавливать кукол из капрона. Это занятие ей так понравилось и увлекло, что каждую свободную минутку она посвящает изготовлению нового детища. Одного взгляда на них достаточно, чтобы понять, что мастерица творила их с душой. И даже настроение свое сумела передать изделиям. Вот смущенно смотрит на мир цветок подсолнуха, а рядом ему открыто весело улыбается ромашка. А важный усатый украинец в нарядной рубашке-вышиванке самой Галине очень напоминает мужа – такого же хозяйственного и сильного. Сама же она – как прообраз расположившейся рядом с ним красавицы в нарядной кофточке-завлекалочке.
И ещё один вид кукол есть у нашей героини в коллекции. Это куклы, изготовленные из папье-маше. И если обрядовые куклы и обереги несут ещё и магическое предназначение, то этих она изготавливает для проведения мероприятий. Вот, к примеру, Петрушка – вечный весельчак и балагур. Это на первый взгляд он кажется простым рубахой-парнем. На самом деле в глубине его зелёных глаз затаилась хитринка – всё-то он про нас знает! А вот Иван и прозван дураком за свою наивность и доверчивость – так и лупит глазами, не понимая до конца, где он и что с ним. Да, палитра характеров разнообразна. Но прежде, чем приобрели они свою фактуру и характер, мастеру пришлось немало потрудиться. Сначала – заготовка из пластилина, потом нанесение нескольких слоёв бумаги, сушка, извлечение болванки, склейка деталей, шлифовка, покраска… А потом ещё и наряды сшить нужно, и ручки приделать! Словом, работа кропотливая, и не каждый отважится, начав, довести дело до конца. Но Галине Михайловне нравится, и она даже готова делиться своим мастерством с другими. С нетерпением она ждет начала нового учебного года, когда школьники начнут выбирать кружки по интересам: вдруг кому-то захочется влиться в удивительный мир мастерства?
Аида БОГДАЛОВА