Старый шарманщик Карло, от скуки строгая полено, навряд ли предполагал, что в результате его досужего занятия получится что-то полезное или нужное. И уж в любом случае он и подумать не мог, что, вырезав Буратино, он войдет в историю как один из мировых столпов художественной обработки дерева. Впрочем, какие там мысли роились в голове бродячего итальянского музыканта и было ли создание Буратино отправной точкой в его репутации знаменитого столяра, мы того не знаем. Но то обстоятельство, что последний персонаж и есть настоящий продукт прикладного творчества, никаких сомнений не вызывает. Ведь рассмотреть в куске дерева нечто, воплотить это нечто в причудливую форму, буквально вдохнуть жизнь в бездушный, немой и безмозглый чурбан под силу лишь истинному творцу. Словом, папу Карло, вопреки его основному роду деятельности, можно по праву считать одним из первых мастеров-краснодеревщиков, обладающих уникальной способностью даже обыкновенный пенёк превратить в произведение искусства.
К счастью, и сегодня среди нас существуют люди, для которых бесхитростная сосновая доска – потенциальный источник творческого вдохновения. Поэтам, композиторам, танцорам куда проще: пришла Муза, принесла с собой частичку божественной созидающей искры – и рождаются стихи, музыка и прочее. Здесь, в этой творческой сфере, собственной Музы, увы, никогда не было. Приходилось и приходится черпать воодушевление только в своем творческом стремлении, в желании украсить, принарядить то, что уныло и непривлекательно.
Хорошо это или плохо? Правильно или неправильно? С одной стороны Муза, внезапное озарение, с другой – личные, далеко не безграничные возможности. Судить, конечно, каждый будет по-своему.
Бытует и такое мнение. Поэзия, музыка, иные области искусства зачастую служат лишь строго определенному кругу лиц. Почему? Да потому, что не всякому смертному дано понять глубину и смысл звуковых сочетаний или сокровенную мудрость стихотворной строки. На то оно и высшее Провидение, чтобы допускать к себе строго избранных. Зато всякий, взглянув на красивую, добротно сделанную вещь, моментально составит о ней целостное и исчерпывающее впечатление. Отсюда логически следует: талант создавать реальные, практичные изделия более искренен, открыт и доступен.
Впрочем, спросив суждения на сей философский предмет у одного из столяров-плотников мебельного цеха профессионального лицея Камиля Максутовича Сапараева, вы в ответ можете услышать то, что он сказал и нам: "Мне нравится то, что я делаю, мне нравится моя профессия. Я уверен, что интереснее её не бывает. Приносить людям радость своим трудом – разве этого мало?"
В полутемном, прохладном помещении резкий запах смолы, свежей стружки, клея и ещё чего-то неуловимо знакомого. Чеховской Каштанке тут наверняка бы пришлось по вкусу. Там и сям видны изделия, пока ещё находящиеся на тех или иных стадиях готовности. Это так называемый сборочный участок, где из отдельных деталей собирают целое, потом покрывают изделия лаком, высушивают. Более десяти наименований продукции выпускает учебно-производственный цех профессионального лицея, в том числе, столы, стулья, табуретки, кровати, оконные рамы, двери. Причем практически каждая единица продукции обладает какими-либо индивидуальными различиями. Скажем, здесь не бывает двух совершенно одинаковых по конфигурации, размерам, способу отделки столов или стульев. Ведь работают мастера по заказам клиентов, а у тех, случается, фантазия ох как разыгрывается. Один хочет стол высокий и круглый, другой низкий и квадратный, третий вообще намерен приобрести достархан. Про достархан, конечно, это так, к слову, но запросы клиентов действительно весьма разнообразны. Иной, к примеру, заказывает двухъярусную детскую кровать, но какая она должна быть в конкретном воплощении, не знает. А если всё-таки представляет, то смутно. Ребята, исходя из накопленного опыта, подсказывают: давайте сделаем вот так, это удобней, красивее и безопаснее. Некоторых приходится переубеждать во мнении: допустим, когда заказывают большой овальный стол в маленькую и, как выясняется во время предварительной беседы, квадратную кухоньку. Вспоминают и клиента, которому понадобился почти царский трон. Тот поначалу категорически отказался пояснить, каким он желает его видеть. "Я плачу вам деньги, а вы уж сами думайте, каким он быть должен". Короче говоря, пойди туда - не знаю куда. Вопрос решили, показав снимки нескольких ранее изготовленных аналогичных образцов. Однако резной узор, инкрустацию делали, сверяясь с малейшей прихотью дотошного посетителя. Вообще, наносимый на поверхность изделия рисунок, как правило, всегда эксклюзивен. "Есть, понятно, и типичные, традиционные, - поясняет Камиль, - но мы стараемся всякий раз изобразить что-то новое. Ведь хороший внешний вид, качество изделия – гарантия спроса".
Камиль работает в цехе с 2001 года, причем пришёл в профессию именно с училищной парты. Сегодня он уже признанный дока в столярном ремесле, виртуозно владеет любым инструментом, как ручным, так и электрифицированным. Классно выполняет свыше десятка технологических операций, грамотно и эффективно эксплуатирует токарный деревообрабатывающий станок. Оборудование, если честно, довольно устаревшее, изношенное, что называется, латаное-перелатаное. Но и на нём энтузиасты–краснодеревщики умудряются создавать качественные вещи, восполняя технические изъяны собственной смекалкой и умением. В процессе труда кто-то обязательно пытается частично усовершенствовать орудия производства. Скажем, если заточить резец под другим углом, получается и несколько другая конфигурация детали изделия. Таких рационализаторских предположений масса, только вот оформлять их законным образом здесь и не помышляют. Нет времени, да и внедряют их с одной-единственной целью: чтобы самим работалось легче и результаты были весомее.
Камиль признался: иногда, приходя домой, он тут же начинает скучать по работе. Временами это чувство буквально одолевает, и тогда он, подобно шарманщику Карло, берет в руки первый попавшийся обрезок дерева. Пятилетнему сынишке Фариду смастерил автомат, и Фарид, несмотря на обилие домашних игрушек заводской фабрикации, сразу влюбился в него со всей пылкостью мальчишеского сердца. Может быть, ещё не понимая, но подсознательно чувствуя, что тут – поделка из разряда творческих, а там обыкновенный ширпотреб.
Более двадцати специалистов данного профиля ежегодно выпускаются из стен профессионального лицея. И пусть не каждый из них выберет в дальнейшем дорогу мастера-краснодеревщика, однако приобретенные знания и практические навыки обращения с деревом всё равно помогут им в жизни. Этот ценнейший "багаж" останется с ними навсегда.
С. ВИКТОРОВ