Наверное, в школе, действительно, царит особая атмосфера. А иначе чем объяснить, что преподаватели, встав однажды к учительскому столу, уже не могут расстаться со школой. Взгляды ли устремлённых на них детских глаз или желание делиться своими знаниями, дарить детям тепло своей души тому причина – не знаю. Но знаю многих учителей, которые пришли в школу по зову сердца и прикипели к ней душой. Нина Михайловна Слесарева, учитель начальной школы-детского сада в р.п. Озинки – одна из них. Вот уже 50 лет она каждый день спешит в родные пенаты, где ждут её малыши.
Работать Нина Михайловна начала сразу после одиннадцатого класса. Поступала в институт, но первая попытка была неудачной. Зато желание было так велико, что была она назначена в Новочерниговскую школу учителем начальных классов. Отработав год, поехала поступать в институт, но бросить своих первоклашек не смогла, поэтому училась без отрыва от учебного процесса, заочно. Получив диплом, Нина Михайловна переехала в Озинки, и стала работать в восьмилетней школе в зареченском микрорайоне. Так случилось, что эта школа стала для неё самой родной, здесь она трудится до сих пор. Почему не ушла в другую школу – поближе к центру? На этот вопрос Нина Михайловна отвечает: "Потому что коллектив, в который я пришла, был сплоченным, дружным. Как у мушкетёров, когда один за всех, и все за одного. С.В. Варлашкин, А.Н. Перетятько, Г.А. Стерликова, Т.В. Шилова и другие были не просто учителями. Это были люди, на которых хотелось равняться, которых нельзя было подвести. У них мы учились быть не просто педагогами, но и настоящими личностями – справедливыми, честными, принципиальными. Мне и сегодня везёт на хороших людей. Рядом со мной трудятся педагоги, которые преданы своему делу и работают на результат: прочные знания своих подопечных".
Двадцать лет Нина Михайловна стояла "за штурвалом" этого школьного корабля. Директорство не было для неё самоцелью. Учить детей – вот главная задача, которую она выполняла на "отлично". Она всегда оставалась учителем – учила ребятишек письму и счёту, вкладывая в этот процесс всю душу. Недаром ведь её дважды награждали знаком "Отличник народного просвещения". Когда восьмилетняя школа была реорганизована в комплекс "детский сад – начальная школа", Нине Михайловне исполнилось 58. Тогда она решила уступить место директора более молодым – пусть учатся, набираются опыта. А сама продолжила учить малышей. Сложилось так, что Нина Михайловна всегда учит сразу два класса, и не может представить себе, чтобы у неё был лишь один. Вместе с учениками она вновь и вновь проходит школьную программу. Видит изменения, которые каждый год вносятся Министерством образования. Но не всегда они оправданы: слишком большой поток информации, а на закрепление времени совсем чуть-чуть. Поэтому в работе учитель всегда применяет свои секреты, которые помогут быстрее выучить и надолго запомнить тему: различные стишки, поговорки, считалочки.
Особую роль в учебном процессе Нина Михайловна отводит родителям, понимая, что успеваемость ребёнка зависит во многом от родительского контроля. Там, где он есть, и дела спорятся лучше. "Вызываю в школу, беседую, объясняю, - говорит она, - многие пугаются вызова в школу. Успокаиваю: если учитель вызывает, значит, ему не безразлично, как учится ребёнок. Бойтесь, когда учителя не делают замечаний, не идут на контакт – вот тогда учителю всё равно, вот тогда он отрабатывает свои часы просто за зарплату, а не ради знаний, которые он должен дать вашим деткам". Есть в классе у Нины Михайловны девочка, которую каждый день в школу приводит и забирает после уроков бабушка. Вот и сейчас она, седая пожилая женщина пришла за внучкой. Ей приходится немного подождать – девочка с одноклассниками отправилась на спектакль. Так вот у этой ученицы, благодаря контролю со стороны бабули, улучшилась успеваемость, а по итогам прошлого года она получила Похвальную грамоту.
За пятьдесят лет много воды утекло, много сменилось лиц за партами. Но нет-нет, да и увидит Нина Михайловна знакомые черты то в одном, то в другом ученике. Оказывается, уже внуки первых её учеников приходят к ней за знаниями. И все они открытые, готовые охватить целый мир. "Для меня они все хорошие, я давно усвоила, что плохих детей не бывает. Во многом дети зависят от окружающей их обстановки. Раньше, конечно, дети смотрели на учителя как на Бога, а сегодня они на равных могут спорить с учителем, отстаивая своё мнение. И, наверное, это не плохо – растут настоящие личности, с раннего детства знающие, чего бы они хотели добиться".
Когда-то наступит такой день, когда Нина Михайловна решит завершить работу. Думаю, что для неё, считающей школу вторым домом, это решение будет трудным, как и необходимость привыкнуть к мысли, что уже не нужно спешить в школу, бояться опоздать к звонку… Учительство – это настолько глубокая привязанность к школе, что все эти ниточки, связывающие тебя с ней, можно только разрубить… Но пока она по-прежнему полна сил и желания давать детям знания, пока она по-прежнему спешит в класс и говорит детям "Доброе утро!", она будет оставаться для учеников самым любимым учителем. А впрочем, не перестанет быть им и на заслуженном отдыхе – потому что выпустила в большую жизнь не одну сотню благодарных учеников.
Аида БОГДАЛОВА