За редкостный талант понимать душу металла, за необычайное умение воплощать в реальность самые смелые и даже отчасти фантастические идеи, за уникальную способность вдыхать новую жизнь в, казалось бы, безнадёжно устаревшие, давно вышедшие из эксплуатации и употребления механизмы. К нему обращаются за консультацией и советом, его приглашают, когда требуется помощь, про него многие, живущие в Озинском районе, могут отозваться весьма лестным образом: специалист высшей категории, золотые руки, настоящий деревенский Кулибин.
Нынешняя должность Галиуллы Зариповича Нигметова скромная: оператор котельной в Модинском детском доме, с выполнением обязанностей слесаря. Ранее крутил баранку в совхозе "Чалыклинский", после газификации посёлка обслуживал газовое оборудование. Завоевал к себе уважение товарищей и сослуживцев безотказностью в работе, творческим подходом ко всякому делу. А.С. Скоробогатов, руководитель предприятия, всегда ставил его в пример и говорил: если тебе что-то нужно, звони мне в любое время суток, не церемонься.
Техникой Галиулла увлёкся с юных лет. Сначала дедушка с бабушкой, у которых он жил, купили внуку велосипед с моторчиком. На зависть соседским мальчишкам он гонял по улицам с предельно возможной скоростью, а когда в "мотопеде" случалась поломка, стремился самостоятельно её устранить. Повзрослев, он приобрёл одноцилиндровый мотоцикл ИЖ "Планета"-3. Соорудил к нему прицепную тележку, приспособленную для перевозки тех или иных грузов. Однажды даже выиграл пари, за один рейс увезя целую тонну зерна в мешках с седоком в придачу. Трудно поверить, но маломощный "ижак" смог осилить такой вес, благодаря кое-каким конструктивным новшествам в двигателе.
Как-то будучи у знакомых в Казахстане (государственной границы тогда не существовало, была административная), вступил в беседу с одним из жителей. Тот предлагал купить по сходной цене старенький трактор Т-16 (самоходное шасси с передним кузовом) или обменять его на голову КРС. Ударили по рукам. Вскоре Галиулла кое-как приволок домой сущий металлолом: на трёх колёсах, с разукомплектованным двигателем… Правда, к металлолому прилагались некоторые запасные части. Раз уж приобрёл – надо восстанавливать. Однако не в прежнем виде, а создать на базе Т-16 некий многофункциональный агрегат – так решил новоиспеченный владелец самоходного шасси и высоко засучил рукава…
Перво-наперво, снял кузов. В куче брошенных железок нашлась ось, приладил под неё бэушные зиловские рессоры, приварил жесткий фаркоп – получилась двухколёсная площадка. Оснастил её гидравлическим цилиндром, она в итоге стала самосвальной. "Не нравится разгружать вручную", - объяснял Галиулла любопытствующим. Но что же дальше? На освободившейся раме оказалось полно места. Прежде чем приступить к осуществлению задуманного, пришлось позаботиться о передних колёсах: поставил от зерновой сеялки. Потом наступила очередь двигателя. Напомним, последний изначально был лишён вентилятора (в Т-16 охлаждение воздушное), стартера, ряда других узлов и деталей. Понадобилось "удлинить" вал отбора мощности: он добился этого с помощью карданного вала на мягком соединении. Объехал-обзвонил всех друзей-приятелей: нет ли нужной железки? В результате двигатель удалось скомпоновать и запустить в достаточно короткие сроки. Теперь предстояло заняться гидравликой.
Основа любой гидравлической системы – масляный насос, нагнетающий давление. Далее идут гидроцилиндры, являющиеся, по сути, приводом. Никак не обойтись без распределителя, направляющего масло к нужному гидроцилиндру. Ну и, конечно, специальные шланги различной длины. Вот из чего, очень упрощённо, состоит означенное техническое устройство. Добавьте сюда множество мелких, но необходимых деталей: трубок, штуцеров, болтов и гаек, а ещё ведь и разместить всё это надо рационально, укрепить, подогнать. Естественно, собирать всю конструкцию приходилось из того, что имелось под руками. Поэтому в гидросистеме, которую смастерил Галиулла, есть узлы и от "кировца", и от гусеничных тракторов Т-4 и ДТ-75, и даже от навесного сельхозинвентаря. Словом, "сборная СССР", механизм, эксклюзивный в своём роде. Интересно, что и в кабине водителя тоже произошли значительные преобразования: сюда он водворил мягкие жигулёвские сиденья, пристроил "печку", подающую тёплый воздух от нагретого двигателя, сумел смонтировать на приборной доске гнёзда для автомагнитолы и бортовых часов, в общем, постарался обеспечить максимально комфортные условия.
Теперь перейдём непосредственно к оснастке. Знакомый с ремеслом сварщика, Галиулла самостоятельно изготовил стрелы грейферного погрузчика (а также главный его рабочий орган – "захват"), приспособление для сдвигания сена, установил зернодробилку, лёгкую тракторную сенокосилку, вакуум-насос и компрессор. Агрегаты приводятся в действие посредством ременных передач. Скажем, если потребуется зерно измельчить, соединяются ремнём шкивы дробилки и вала отбора мощности, а для откачки воды или жидких нечистот аналогичная процедура проделывается с вакуум-насосом. Вот сколько операций сегодня способен выполнять маленький, экономичный "комбайн" (другого определения трудно подобрать) Г. Нигметова. Для сравнения: заводской вариант Т-16 был изначально предназначен только для перевозки и выгрузки перевозимых грузов. Разве ряд дополнительно установленных функций не является ярким подтверждением высокой эффективности творческого подхода к решению многих задач?
Следует откровенно отметить: подобный уникум инженерно-технической мысли создавался не ради самоцели. Более полезного механического помощника в домашнем или личном подсобном хозяйстве не придумать. Один из начинающих фермеров, услышав про чудо-трактор, сильно огорчился: знал бы заранее, купил бы лучше его, нежели два обыкновенных – и гораздо дешевле, и отдача больше. А уж среди модинцев детище Галиуллы Нигметова хорошо известно: почти каждый из них в своё время обращался с той или иной просьбой. Галиулла никому не отказывает, лишь нашелся бы свободный часок.
Наверное, следует упомянуть и о другом "плоде" творческих усилий сельского Данилы-мастера. Это весьма занятный по исполнению симбиоз прицепа и граблей для стаскивания сена-соломы. Колёса тут культиваторные, грабли в виде изогнутых дугой металлических прутьев с заострёнными концами; когда-то давным-давно такие применялись в полевых конных упряжках. Как говорится, "преданья старины глубокой", но работать продолжают исправно, не подводят.
Отбросив излишнюю скромность, скажем, что новый прототип бывшего самоходного шасси является хорошим подспорьем Галиуллы Нигметова не только в делах чисто хозяйственных. Он снискал ему определённый авторитет в широких кругах, связанных с материальным сектором производства, к примеру, в агропромышленном комплексе района. Иные сельхозтоваропроизводители были бы не прочь даже приплачивать ему за услуги по ремонту техники. На короткой ноге он и с газостроителями: когда велось строительство внутрипоселкового газопровода, они не раз прибегали к помощи деревенского энтузиаста, и в благодарность практически бесплатно смонтировали в его новом доме газовое автономное отопление.
Вместе с женой Ольгой Николаевной Галиулла идёт по жизни уже 28 лет. Воспитали двух дочерей, Ирину и Ингу, сегодня передают любовь, тепло и ласку полуторагодовалому внуку Максиму. Ольга Николаевна, кстати, всецело одобряет занятия мужа: и доход дополнительный семье приносят и исключают саму возможность пустопорожнего ничегонеделания. Словом, в домашнем мирке Нигметовых царят лад и взаимопонимание, чего, к сожалению, нынче нечасто встретишь.
Примечательно, что творение разума и умелых рук, о котором шла речь выше, официально зарегистрировано. Ему присвоен государственный номерной знак, оно проходит регулярный технический осмотр, и у главного инспектора Гостехнадзора обычно не возникает претензий к его состоянию. Как вы полагаете, является ли это критерием профессионализма хозяина и владельца? Нам думается, безусловно.
С. СКЛЯР