В 2014 году в районе произошло слияние двух воспитательно-образовательных структур: Дома учащейся молодежи и школы № 2. Поначалу было много споров и предположений, чем же закончится этот эксперимент. И вот в конце осени на базе школы № 2 прошел областной Совет директоров, на семинаре которого рассматривался опыт этой интеграции. Об этом рассказывает директор школы, председатель общественной палаты района Л. В. Адаменко.
— Любовь Васильевна, не страшно было браться за новое, неизведанное?
— Страшно не было, было многое непонятно. Вдохновляло высказывание президента В. Путина о том, что по большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать раздельно. Владимир Владимирович сказал, что они должны создавать целостное пространство, которое позволит ребенку полноценно развиваться.
Мы начали с выработки необходимых правовых документов. Была проделана огромная, невидимая многим, но очень серьезная и кропотливая работа. Конечно, некоторые элементы подобного объединения существуют в других регионах, но, по сути, мы стали новаторами в этом практическом эксперименте, который теперь, спустя три года, можно назвать успешным.
— Что за программа была разработана коллективом?
— Программа развития "Школа полного дня". Она предусматривает единоподчинение урочных занятий, внеурочных, группы продленного дня и дополнительного образования. Непрерывный цикл работы длится с 8.30 до 18.00. Но школа практически функционирует до 21 часа — мы оказываем дополнительные платные услуги, которые являются неотъемлемой частью единого учебного плана.
— Как восприняли ваш эксперимент коллеги из других школ?
— Конечно же, заинтересовались. Я представляю наш район в областном Совете директоров, где и услышала пожелание узнать о нашей инновации от своих коллег. Так родилась идея проведения семинара на базе нашей школы.
— Говорят, событие было запоминающимся.
— Да, оно стало одним из самых ярких для нас в этом году. Гостями и участниками встречи стали руководители областных образовательных структур руководитель Департамента образования Орловской области, член правительства Т. А. Шевцова, руководитель Управления образования Т. К. Патова, руководитель "Института развития образования" И. А. Патронова, руководитель ОРЦОКО А. И. Карлов, представители 30 образовательных учреждений области.
Мы представили перечень разработанных нормативных документов, показали мастер-классы, которые были оценены гостями самыми высокими баллами.
— Говорят, вы сразили участников семинара в самом начале феерическим концертом.
— Да, он получился замечательным. Программа называлась "Душа моя, Россия". Уровень выступлений был таким, что некоторые гости не поверили, что перед ними учащиеся школы. Пришлось нашему педагогу-организатору по танцам О. В. Кружалиной с улыбкой их в этом убеждать.
Затем были даны четыре необычных урока, в которых наши учителя-предметники работали совместно с педагогами дополнительного образования. Не буду вдаваться в подробности, расскажу вкратце. Тему "Платоновы тела" раскрывали В. Н. Озерова (учитель математики) и Т. А. Новокрещенова (учитель изобразительного искусства); урок "Прекрасное пробуждает доброе" вели Т. В. Кудрявцева (учитель русского языка и литературы) и Е. А. Миргородская (учитель музыки); традиции и обряды родного края вместе с детьми изучали Е. В. Таршикова (учитель истории) и И. А. Сенюткина (педагог дополнительного образования); программу "Тепло и свет родного края" представило турагентство "Глобус" в лице Т. М. Луниной (учитель географии) и О. Ю. Бывшевой (руководитель школьного музея). Вы не представляете, сколько эмоций вызвала Е. В. Таршикова в русском народном костюме, а творчество И. А. Сенюткиной так увлекло гостей, что буквально все сделали себе под ее руководством обереги.
— Судя по всему, семинар прошел плодотворно.
— Об этом мы говорили в его завершении на круглом столе. Было много практических вопросов, рассуждений. Мы с удовольствием делились наработанным опытом, ведь сами не так давно шли по этому пути практически на ощупь.
— Словом, такая огромная работа проделана не зря?
— Уверена в этом. Самое главное — наши дети успешны в сдаче ЕГЭ. Это серьезный критерий, согласитесь. Ведь в нашей нынешней школе ребенок постоянно находится в среде, которая позволяет ему наиболее полно развиваться, вектор его движения направлен только вверх и вперед.
За последние годы привлекательность нашей школы выросла, думаю, родители оценили, что здесь дети могут не только учиться, но и развивать свои умения, навыки, таланты. И все это — не выходя за ворота школы. Возможно, на обычном уроке преподаватель и не разглядит, какой особенный ваш ребенок. А вот на послешкольных занятиях он может раскрыться так, что удивит и учителей, и родителей. Главное — дать ему такой шанс. Есть настолько активные дети, что посещают и внеурочную деятельность, и занимаются дополнительным образованием, которое у нас практически все бесплатное, и еще получают платные образовательные услуги (сверх того, что дает программа). Результаты налицо: наши дети участвуют и побеждают в различных олимпиадах и соревнованиях как районного, так и областного и всероссийского масштабов. Выходим и на международный уровень — с такими преподавателями, как Т. А. Новокрещенова, нам это по плечу. О том, что мы идем верным путем, говорит и то, что численность учащихся школы выросла: за три года примерно на 120 человек.
— В одиночку такой путь проделать, вероятно, непросто.
— Да, один в поле не воин. Самые главные соратники — являются все члены нашего дружного коллектива, те, с кем мы работаем рука об руку все эти годы, начиная от обслуживающего персонала, сотрудников пищеблока до педагогического состава, создавая комфортные условия для обучения и воспитания детей. Это наши замечательные, талантливые дети, их родители, которые по первому зову приходили на помощь. Особенно напряженными были для нас два последних месяца, когда мы готовились к семинару. Кроме тех, кто был рядом каждую минуту, я благодарна главе района Н. В. Тураеву, мы все время ощущали его незримое присутствие и поддержку; начальнику отдела образования Л. В. Гнеушевой, которая переживала вместе с нами и вселяла в нас уверенность в успехе. Отдельная благодарность Н. В. Артамоновой, заместителю главы района, она была рядом в самые ответственные моменты мероприятия. Я признательна В. В. Тверской, председателю райпо, она помогала нам и словом, и делом, а о профессионализме ее сотрудников можно слагать легенды. Золотые руки и огромной доброты сердце нашего родителя Олега Миленина позволили буквально в считанные дни преобразить рекреацию третьего этажа до неузнаваемости — времени было очень мало, но кафель на полу он уложил быстро, красиво и надежно.
Впереди Новый год. Я хочу пожелать всем жителям нашего поселка и района, чтобы ваши близкие и родные люди всегда были здоровы и счастливы. А если и будут какие-то ненастья и проблемы, пусть они решаются быстро и легко. Пусть Новый год принесет благополучие и уверенность в завтрашнем дне, новые знакомства и счастливые события. Пусть радует каждым своим часом, с каждой минутой преумножая все хорошее. С Новым годом!