Было желание подойти и спросить, она ли, но ведь с тех пор прошло почти 60 лет. А вдруг не она? Не хотелось попасть в неловкое положение. Когда в очередной раз она вновь встретилась с нами, чтобы, наконец, развеять сомнения, я предложила мужу все-таки обратиться к ней.
Да, это была та самая Саша. Они окунулись в воспоминания. Оказалось, Саша не была пионервожатой, была воспитанницей этого же детского дома. Вспомнили знакомых детдомовцев, добрых воспитателей, ласковых нянечек, своего Батю (как все они его называли) — директора Болховского детского дома № 3 А. Н. Янсона. Выпорхнули ребята из детского дома и разлетелись по всей стране, предоставленные сами себе. Ктото находил свою стезю, вливался в струю жизни, достигал высот, а ктото терялся в водовороте и долго не мог прибиться к берегу. Было у них все: и взлеты, и падения.
В разговоре светлая улыбка озаряла лицо Александры, а иногда на нем мелькала едва заметная грусть. Жизнь промелькнула как одно мгновение. По рассказам своих старших сестер, знает, что родом из Свердловского района, д. Ольгино. Мама работала в колхозе, отец был бригадиром, он — участник войны с финнами. В семье было четверо детей: три сестры и брат. В начале войны в 1941 г. родился в семье пятый ребенок — девочка, ее хотели назвать Валентиной. Но при крещении батюшка предложил назвать ее Александрой. Перед уходом на фронт отец прижал свою дочку к сердцу, словно чувствовал, что держит ее последний раз. Вся семья провожала его стоя у калитки своего маленького домика с надеждой, что вернется живым. Но с фронта он не вернулся. А потом неожиданно мама заболела и вскоре умерла, и остались они круглыми сиротами. Детей определили в детский дом в п. Кромы. Саше было в то время три года, но она была до того худа и слаба, что не могла даже ходить. Потом перевели ее в Болховский детский дом № 1, а потом — в № 3, там и пошла в школу. Помогала воспитателям, приходила в младшие группы, увлеченно занималась с детьми в свободное время. А они, малыши, считали ее своей пионервожатой, самой доброй и родной — такой она осталась для них на всю жизнь.
Как все детдомовские дети, всегда ждала свою маму, закрывая глаза, представляла ее идущей навстречу, как она, маленькая Саша, с распростертыми руками бежит к ней. Но когда открывала глаза, все исчезало и снова она оставалась наедине с собой. Невозможно было свыкнуться с мыслью, что никогда в этой жизни она не почувствует нежных материнских рук, не поделится с ней сокровенными мыслями, не разделит радость и печаль, не утрет мама ее слезы обиды и отчаяния, не приласкает. Все надо было постигать самой.
Не озлобилась, не искала виноватых в том, что не посчастливилось ощутить родительской ласки, не почувствовать тепло родного очага, не истязала себя, что детдомовская. В ее душе не было безысходности, наоборот, росло желание помочь другим. Саша трезво размышляла, что комуто еще труднее и тяжелее, старалась облегчить участь и страдания других. Шустрая, любознательная, исполнительная и очень активная, она была заводилой во всех делах.
Все это сказалось на выборе ее будущей профессии. После выпуска из детского дома поступила Александра в Болховское педагогическое училище, на отделение учитель начальных классов. По окончании училища ее направили в Нарышкинскую школуинтернат. И с 1963 года Александра Максимовна Захарова стала работать воспитателем. Маленькая, хрупкая, она с головой окунулась в работу. Сразу влилась в коллектив, училась у опытных наставниковпедагогов.
Жизнь преподносила ей свои сюрпризы, с которыми приходилось справляться одной. Саша всегда мечтала о крепкой семье, когда пришло время, вышла замуж. Супруги уехали в Казахстан, прожили 5 лет, родился сын Максим. Молодая женщина старалась создать комфорт и уют в своем семейном гнездышке, но жизнь дала трещину. Как ни старалась Александра сохранить семью, брак распался, и она вместе с сыном вернулась в школуинтернат. Заочно окончила Орловский государственный пединститут. Работа доставляла ей огромное удовольствие, себя не представляла больше ни в какой ипостаси.
Пройдя школу жизни, такую, как и ее воспитанники, она знала, как утешить вновь поступивших детей, как увлечь и в нужный момент остановить и оградить от неприятностей. Умела найти подход к каждому ребенку, даже самые замкнутые раскрепощались, оттаивали душой. Ходила вместе с детьми в походы, собирали ягоды, знакомила с природой, прививала любовь к родному краю. А сколько песен было перепето во время прогулок! Рассказывала о настоящей дружбе, верности, чести и честности, о благородстве. Учила милосердию и сочувствию, учила не отвечать злом на зло. Часто ходила с воспитанниками в церковь, готовили и выступали с православными программами. Для многих Александра Максимовна стала крестной мамой.
Честно и добросовестно трудилась Александра Максимовна на своем поприще, не искала ни благ, ни привилегий, 45 лет ее каждодневного трудового пути было отдано детям, которых считала своими родными. Она одна из первых в школеинтернате получила звание "Отличник народного образования", имеет высшую категорию воспитателяметодиста, является ветераном труда.
С годами память все чаще и чаще возвращает Александру в прошлое. Ее путь не был увенчан лаврами, она просто посвятила всю свою жизнь любимому делу, а это чувство несравнимо ни с чем. В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, она остается такой же обаятельной, полной энергии и оптимизма, поддерживает тесную связь со своими воспитанниками, радуется их успехам, достижениям и гордится ими. И есть чем: А. Евсеев и Н. Тончев стали отличными мостостроителями, Н. Романов — хирургом, а Р. Устинова — медсестрой (оба работают в больнице им. Боткина). А ведь их, детей, прошедших через ее руки, очень много…
Самая дорогая награда для нее – это признание ее выпускников: "Александра Максимовна, нам очень повезло, что мы встретились с Вами".