Любовь Адаменко: "Мы идем в ногу со временем, рука об руку"
В профессии она без малого тридцать лет, семь из них — в должности директора. За это время в школе № 2 произошло много изменений: существенно обновился педагогический коллектив, преобразились интерьеры учреждения и его внешний облик, согласно новым требованиям осуществляется учебно-воспитательный процесс. Любовь Адаменко рассказала о том, какой стала школа сегодня.
— Любовь Васильевна, Вы — руководитель большого коллектива. Сколько человек под Вашим началом сейчас?
— 84 работника школы, из них 58 учителей (без учета совместителей) и 527 учеников.
— С какими сложностями Вы столкнулись, став директором?
— Школа № 2 — базовая, здесь трудится разновозрастной коллектив. Так как в 2013 году, на момент моего вступления в должность директора, в школу пришло много новых учителей, в том числе молодых, нужно было объединить, вдохновить всех общей идеей — вывести школу на достойный конкурентный уровень согласно современным требованиям. Были времена, когда в новой школе (так ее называли долгое время) училось более тысячи человек, хотелось, чтобы выпускники школы привели своих детей именно к нам. Руководствуясь принципом, что начинать нужно с себя, мы, все — администрация школы совместно с педагогами, старались прежде всего работать не покладая рук, но главное, что весь коллектив в едином порыве, это поддержал. Не считаясь со временем, иногда приходилось трудиться и в выходные. Роль сыграла присущая учительству потребность к обновлению, движению вперед и вверх, к чему-то новому, и конечно чувство патриотизма к своей школе. Мы идем в ногу со временем, рука об руку — вступаем во все эксперименты, программы, все пробуем. Сложно, ведь в этом движении нет проторенных дорожек. Аккредитация и лицензирование, успешно пройденные в 14-м году, показали, что мы на верном пути.
— Что отличает вашу школу от других, каковы приоритеты?
— Сейчас много всевозможных новшеств в образовании — в крупных городах создаются многопрофильные школы. Мы — первые ласточки на Орловщине в этом направлении, не просто так объявили себя школой полного дня — есть все необходимое, все виды лицензий, чтобы действительно ею быть, ведь спортивная школа и центр творчества — наши структурные подразделения. У ребят — широкая возможность для самореализации. У нас есть клуб морских пехотинцев и поисковиков, класс кадетов, два отряда юных инспекторов дорожного движения, волонтерское движение, активно участвуем и в российском движении школьников. Мы предлагаем самые разные кружки и секции — дети могут выбрать себе занятие по интересам, проявить способности. Важно, что для этого родителям их не нужно никуда водить. Все занятия (с восьми до девяти вечера) подчинены единому расписанию. Назову самые востребованные направления. Хореографическое искусство представляют три студии: "Кружева" под руководством Ольги Кружалиной; современное направление в танцах (хип-хоп) ведет Дмитрий Ягодкин; деток с трехлетнего возраста обучает Мария Сеина. С четырех лет принимает в художественную студию "Волшебная палитра" Татьяна Новокрещенова. Популярностью пользуется школа английского языка, где преподают Анна Лукьянчикова и Иван Шалимов. Активно посещают дети и кружки декоративно-прикладного творчества Ирины Сенюткиной, которая сама владеет многими интересными техниками. Баскетбол и легкую атлетику ведут Александр Тимохин и Любовь Гнеушева, плавание — Любовь Гнеушева и Ксения Николаева. Наша футбольная команда под руководством Сергея Козлова, большую помощь в продвижении которой оказывает Юрий Локотков, занимает лидирующие позиции в областных и межрегиональных соревнованиях. Впрочем, во всех названных направлениях наши ученики достигают больших успехов, участвуя в конкурсах и соревнованиях разного уровня — от муниципального до международного. Отмечу некоторых из них: участник и победитель олимпиад Алексей Жеронкин; лучшие баскетболисты школы Дмитрий Маричев и Алексей Дмитрягин; победитель многих легкоатлетических соревнований Елизавета Скыба; победитель конкурсов исследовательских работ Ангелина Таршикова; победитель различных конкурсов, в том числе танцевальных, Ирина Тверская; лучший стрелок из пневматического оружия Лидия Тверская; баскетболистка и легкоатлет Екатерина Гнеушева; легкоатлет Владислав Петрухин; читатель и пионер года Дарья Калинина — этот список можно продолжать и продолжать.
— За этими достижениями стоит каждодневный кропотливый труд педагогов, расскажите о них.
— В школе работает высокопрофессиональный коллектив — практически половина учителей имеет высшую квалификационную категорию. Каждый из педагогов заслуживает того, чтобы в его адрес прозвучали добрые слова, но в рамках интервью это просто невозможно. Мы гордимся педагогами, которые имеют наивысший статус в профессии — Заслуженный учитель. Это Валентина Озерова, Зинаида Жилкина и Татьяна Савина. Их знают и уважают в регионе, привлекают в качестве экспертов ЕГЭ. Валентина Николаевна при областном Институте Развития Образования ведет школу "Молодого педагога". У Татьяны Савиной в 2018 году на ЕГЭ по русскому языку выпускники показали прекрасную подготовку — средний балл — 82. Это выше, чем по области. Зинаида Георгиевна, Валентина Николаевна, Ольга Картамышева и я — обладатели Гранта Президента. Неоценимый вклад в общее дело вносит наш профсоюзный лидер Светлана Ноздрунова.
Важно, что опытные педагоги становятся наставниками. Если говорить о начальных классах, молодым учителям помогают Лариса Семенева, Галина Тимохина, Наталья Котова, Надежда Губанова. Подрастает и талантливая молодежь: Елена Силкина, Елена Борисова, Яна Серегина, Юлия Тютчева, Маргарита Мартынова.
— Бытует мнение, что наступят времена, когда постепенно уйдут из школы педагоги советской эпохи, и не очень понятно, что дальше, какая смена придет?
— Лучшие педагогические традиции продолжаются в новом поколении учителей. Отмечу некоторых из них: Яна Чиркова; Ольга Бывшева; Евгений Сенин, который недавно занял третье место в областном конкурсе педагогов-организаторов ОБЖ; возглавляющая школьное медиаобразование Юлия Меркулова. В этом направлении успешно работают и Людмила Политова, и Ольга Казакова, и главный редактор школьной газеты Галина Тимохина. Невозможно представить современную школу без цифровых технологий, ведения сайта, виртуальной школы и со всем этим успешно справляется учитель информатики Юлия Солодова. Огромный пласт работы выполняет заместитель директора по учебной работе Ирина Черкасова. А Татьяна Кудрявцева — автор множества креативных идей, которые мы все вместе воплощаем в жизнь.
Ту школу, которая есть у нас сейчас, строили несколько поколений замечательных выпускников и учителей. Каждый из них внес свой неоценимый вклад. Ветеранов педагогического труда мы всегда чтим и помним. В прошлом году ушел на заслуженный отдых ведущий физик района Владимир Федотов, который работал в школе практически со дня ее основания и многим ученикам, выбравшим военные и инженерные специальности, дал путевку в жизнь. Достойной преемницей его стала педагог физики и информатики Наталья Костына, занявшая второе место в областном конкурсе, став лучшим учителем информатики.
С большим уважением мы относимся к труду не только учителей — всех работников школы, которые обеспечивают чистоту и безопасность, кормят детей, подсчитывают наши расходы и доходы и т.д.
— С какими трудностями Вы сталкиваетесь?
— Очень большой документооборот, пристальное внимание надзорных органов, огромный пласт хозяйственной работы (ремонт, торги) — знать нужно все законы, регламентирующие деятельность школы, их изменения. Приходится постоянно заниматься самообразованием.
Но я, прежде всего, учитель и профессия моя — самая лучшая. Здесь одна из главных задач — найти заветный ключик к сердцу ребенка. Я люблю решать сложные задачи, люблю своих учеников, они более раскрепощенные, коммуникабельные, чем мы в их возрасте. Они открыто высказывают свое мнение, прекрасно ориентируются в виртуальном пространстве и новомодных гаджетах. Люблю и глубоко уважаю своих замечательных коллег, наше единство — главный залог успеха.
— Какими главными качествами должен обладать современный педагог?
— Сейчас вводятся новые образовательные стандарты второго поколения. Современный учитель должен быть профессиональным, мобильным, владеть информационными технологиями, учить детей учиться.
— Школа преобразилась, ее просто не узнать. Наверное, потрачено огромное количество средств?
— За последние два года на совершенствование инфраструктуры в общей сложности выделено более 26 млн рублей: свыше трех млн — на обустройство санитарно-гигиенических помещений, 16 млн — на ремонт вспомогательного здания, который еще не завершен. Скоро перед школой будет оборудована спортивная площадка для сдачи норм ГТО для детей и взрослых — уже завезено оборудование на сумму более трех млн рублей. Миллион поступил из бюджета района на модернизацию и техническое оснащение пищеблока. Сергей Потемкин выделил средства для приобретения оборудования в спортзал, на установку окон и дверей в бывшее здание училища, Юлия Мальфанова — на покупку посуды в столовую и установку окон и дверей в бывшее здание училища. В общей сложности — почти миллион рублей.
Мы очень благодарны за постоянную поддержку губернатору Андрею Клычкову, областному Департаменту образования, главе района Николаю Тураеву и его заместителям, начальнику отдела образования Людмиле Гнеушевой, депутатам облсовета Сергею Потемкину и Юлии Мальфановой, депутатам райсовета во главе с Натальей Тверской, главе поселка Юрию Сухорукову, Светлане Маричевой, Алексею Маричеву, Игорю Устинову, Сергею Тимохину, Валентине Тверской и нашим постоянным помощникам — родителям, которые всегда рядом во всех делах и начинаниях.
Приглашаем учителей школы, ветеранов педагогического труда, выпускников и их родителей на торжественный вечер, посвященный золотому юбилею школы № 2. Ждем Вас 1 февраля в 16 часов, приходите, будет интересно!