Уроки "дистационки", или Как учиться будем?
О том, что в ближайшее время ждет школьное образование, рассказала начальник отдела образования районной администрации Людмила Гнеушева.
— Людмила Владимировна, наконец, закончилась экзаменационная кампания-2020. Есть повод подвести предварительные итоги учебного года, который оказался необычно длинным. Какое осталось после него послевкусие, если можно так сказать?
— Весьма неоднозначное, с горьковатым привкусом — четвертая четверть вне школьных стен обернулась настоящим испытанием для всех участников образовательного процесса, об этом много уже говорилось. По большому счету мы не представляли, что такое дистанционное обучение в школе. Это было неизвестное, которое всегда страшит. Понятно, что основные трудности, с которыми мы столкнулись, — отсутствие в некоторых семьях достаточного количества современных гаджетов и скоростного интернета. Поэтому на педагогов легла большая нагрузка — нужно было установить непрерывную дистанционную связь с учениками, организовать учебный процесс в новых условиях. В некоторых случаях учителям приходилось общаться с учениками по телефону — отсылать задания и проверять их выполнение. Причем иногда это происходило в круглосуточном режиме. Часть школ смогла использовать как существующие, так и появившиеся новые образовательные платформы, эффективно выстроить работу — это школы № 1 и № 2, Бунинская, Максимовская. Проводились полноценные уроки согласно вывешенному на сайтах расписанию, дети активно участвовали в различных онлайн-конкурсах.
— Родителям, наверное, тоже пришлось непросто?
— Родительский контроль приобрел в этой ситуации огромное значение. Папы и мамы не только обеспечили детям возможность учиться дистанционно — организовали рабочее место, усаживали за уроки, но и сами часто выступали в роли педагогов. Это заставило многих посмотреть на учительскую профессию иначе — оценить ее важность и сложность. Пришло понимание, что онлайн-уроки не могут заменить живого общения с учителем и одноклассниками.
— Однако многие всерьез опасаются, что онлайн-образование заменит традиционную его форму полностью?
— Министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что в стране только 25 % школ готовы к хорошему, качественному дистанционному обучению. Остальные учреждения образования нуждаются в поддержке. Также он отметил, что дистанционное обучение не является приоритетным перед традиционным, которое ни в коем случае не собираются заменять на "удаленку". Как отметил Сергей Кравцов, в новом учебном году опыт дистанционного обучения будет использоваться для повышения качества школьного образования, что при всех плюсах дистанционных форм они рассматриваются только как дополнение к классической очной форме обучения.
Но дистанционное обучение не уйдет из нашей жизни. Например, какой-то предмет в дальней сельской школе в условиях отсутствия учителя-специалиста может преподаваться дистанционно. Чтобы выполнить учебный план во время карантина, онлайн-занятия — также хороший выход из положения.
— Какие плюсы вы еще видите в онлайн-обучении?
— Ученикам 9-х классов повезло — им не пришлось сдавать экзамены, они получили аттестаты по текущим оценкам. А если серьезно, то благодаря "дистанционке" многие получили новые знания — учителя, да и дети стали более продвинутыми в информационных технологиях, виртуально посетили музеи, выставки, поучаствовали в зарядке со знаменитыми спортсменами, попутешествовали и посмотрели множество красивейших мест России, нашли для себя новые познавательные сайты. Обойтись без этих возможностей интернета в современной жизни никак нельзя. Министерство просвещения взяло курс на цифровизацию школьных уроков — продолжает развиваться проект "Цифровая образовательная среда".
— Что в этом направлении будет сделано в школах нашего района?
— Три школы: № 1, № 2 и Городищенская — участвуют в федеральной программе "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование". В рамках "Цифровой образовательной среды" они получат многофункциональное оборудование: ноутбуки мобильного класса, ноутбуки для педагогов, интерактивные комплексы, ноутбуки управления персоналом.
Бунинская школа внедряет инновационную образовательную технологию "Платформа новой школы" и седьмой класс вместе с классным руководителем будет участвовать в новом проекте, развиваемой ПАО Сбербанком. Каждый участник проекта для работы получит ноутбук.
С 1 сентября в Подзаваловской и Больше-Сотниковской школах начнут работу центры цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Уже закупают оборудование — ноутбуки, шлемы виртуальной реальности, пластик для 3-D принтера и т. д.; ремонтируют кабинеты, педагоги прошли обучение. Бунинская школа, которая первая начала реализовывать этот проект в 2019 году, оказывает всестороннюю помощь.
— Родители и дети побаиваются, что с 1 сентября придется снова учиться дистанционно. Так распахнут ли школы свои двери в новом учебном году?
— В зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом отдельном регионе не позднее 20 августа будет приниматься соответствующее решение о том, в каком именно формате начать следующий учебный год. Об этом сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. "Я очень надеюсь на то, что мы минимизируем вынужденное дистанционное общение и нормально, по-человечески отправим детишек в школу", — подчеркнул премьер-министр.
Так что пока предполагается, что 1 сентября дети сядут за парты. Роспотребнадзором будут даны дополнительные рекомендации, может быть, большим школам придется временно перейти на занятия в две смены, чтобы уменьшить количества детей. На входе в школу будут проводить контроль температуры, обязательно наличие индивидуальных средств защиты, дезинфекция — соблюдение всех санитарно-гигиенических требований.
— А как же торжественные линейки?
— С линейками 1 сентября тоже неясно, выпускники, первоклассники и их родители очень ждут. Надеемся, что сможем провести праздник в привычном формате. Сейчас, как известно, в нашем регионе пока запрещены массовые мероприятия. Школьники по этой причине остались без выпускных. Конечно, жаль, ведь ребята мечтали, готовились, многие подготовили наряды еще осенью.
— У педагогов тоже с отпусками некоторые проблемы? Лето получилось рабочим?
— Да, в проведении ЕГЭ, например, задействовано 37 человек. Сейчас кончатся экзамены, начнется подготовка к приемке школ к новому учебному году и отопительному сезону: выполнить комплекс противопожарных мероприятий, что-то необходимо отремонтировать. Директора школ и их заместители постоянно решают различные проблемы. Поэтому отпуск у многих получится с разрывом, с согласия работников, конечно.
— Как прошли экзамены?
— Все было необычно — особое напряжение, тепловизоры, рециркуляторы, небольшое количество ребят в аудитории. Все, кто работал на пункте приема экзаменов, сдавали анализ на коронавирус.
Но сейчас уже можно сказать, что дистанционная четвертая четверть не ухудшила знания — на экзаменах ученики показали весьма высокие результаты. Например, по русскому языку 11 выпускников школ района из 55 сдававших ЕГЭ по русскому языку, получили более 90 баллов, Татьяна Трутнева, ученица школы № 1 им. Н. И. Зубилина (учитель Вера Николаевна Коростелева), заработала по литературе 100 баллов, а по русскому языку — 91. По профильной математике есть хорошие результаты — из 34 сдававших 13 выпускников набрали более 70 баллов. Занятия с педагогами, вебинары (видеоконференции в режиме реального времени в интернете), самоподготовка выпускников, все это дало свои результаты.
14 ребят (из 61) награждены золотыми медалями "За особые успехи в учении", 17 получили премию главы района Николая Тураева, грамоты и благодарности. Несмотря ни на какие трудности, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Надеемся, что наши выпускники станут украшением лучших вузов страны — они этого достойны. Мы будем ждать известий об их успехах. А в сентябре поведем в классы других маленьких почемучек, чтобы с ними вновь отправится в самый увлекательный и длинный поход в жизни — за знаниями.