Они уже не такие, как поколение рожденных в 90-е годы. Кем они станут через 10 лет, как могут изменить страну и чем уже отличаются от предыдущих поколений пепси и миллениалов? Об этом расскажет Всероссийская перепись населения 2020 года.
Сегодня социологи разных стран сходятся во мнении, что с середины
XX века сменилось как минимум четыре поколения молодежи, имеющих свои
уникальные черты и особенности. В том числе и в России. Набор их установок
— отпечаток времени, в котором они родились, воспитывались, учились и
входили в зрелую жизнь.
Так, отличительные черты беби-бумеров (послевоенное поколение
рожденных с 1944 по 1963 год, в эпоху беби-бума и оттепели): патриотизм,
привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради
общественных интересов, хорошие навыки физического труда. Это поколение
экономных, но уже получивших больше материальных возможностей людей.
Особенности следующего поколения X (родившихся с 1964 по 1984 год,
так называемого поколения пепси): стремление к индивидуальности и
персональным предложениям, практичность, склонность как к экономии, так и
к незапланированным покупкам. Их ценность — самореализация. Главная
мотивация — деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на
одном рабочем месте.
Особенность поколения Y (родившихся с 1985 по 2000–2003 годы, так
называемых миллениалов) — большая зависимость от соцсетей. Они ценят
эмоции, легко расстаются с деньгами и стремятся их быстро заработать,
непостоянны, следят за лидерами мнений и зависимы от чужих суждений.
Ценность — самовыражение. Главная мотивация — личностный рост. Готовы
к переменам и многозадачности.
Расскажем, какие еще отличия и особенности поколений X и Y в нашей
стране позволили выявить Всероссийские переписи населения 2002 и
2010 годов.
К примеру, в 2002 году численность россиян в возрасте от 15 до 29 лет
(преимущественно поколение X) составляла 34,9 млн человек, в том числе
городских жителей — 26,7 млн, сельских — 8,2 млн. Доход от трудовой
деятельности как единственный источник средств к существованию тогда
назвали 13,9 млн (40,2%) представителей российской молодежи, стипендию —
525 тыс. человек (1,5%), находились на иждивении (на материальном
обеспечении других людей, чаще всего родителей или родственников) 9,5 млн
молодых людей (27,6%).
Перепись 2010 года показала, что число россиян в возрасте от 15 до
29 лет (преимущественно поколение Y) сократилось до 32,5 млн человек.
Примечательно, что в поколении Y заметно уменьшилось (на 2 млн — до
24,5 млн человек) число городских жителей, а количество сельчан осталось
почти на прежнем с поколением X уровне — 8 млн человек.
Трудовую деятельность как основной источник средств к
существованию назвали 16,7 млн (52,9%) представителей поколения Y. На
стипендию в 2010 году проживало 578 тыс. человек (1,8%). Число иждивенцев
в поколении Y насчитывало 11,5 млн человек (36,3%).
Подобная информация с сопоставлением данных по регионам,
полученных в ходе переписи, — находка для социологов. Она позволяет
оценивать, как может в дальнейшем меняться общество, насколько заметно
на него будет влиять очередное молодое поколение со своим набором
жизненных установок, ценностей и потребностей. Также эта информация
поможет выяснить, чего ждать от нового поколения Z (зумеров) —
современных школьников и студентов, — которое стало зарождаться с начала
2000-х и уже вытесняет миллениалов.
Особенности зумеров: они всегда онлайн, быстро меняют цели и
предпочтения, не признают авторитетов, для них важно разнообразие во всем.
Деньги для них — не главное, но зумеры могут влиять на решения о покупках
родителей. Ценности — саморазвитие, научные знания. Не представляют
жизнь без цифровых технологий. Не привыкли к физическому труду.
Кстати, благодаря характерным особенностям миллениалов —
склонности к переменам и отказу от накопительства — сегодня активно
развивается рынок аренды, так называемый шеринг: автомобилей, жилья,
техники. По мнению основателя и координатора российской школы
теории поколений RuGenerations Евгении Шамис, миллениалы будут жить
с такими установками и поддерживать их в обществе лет 15, но не факт, что
новое поколение молодежи пойдет по их стопам. Социологи отмечают:
зумеры уже не так склонны легко пробовать новые вещи и расставаться с
ними. Это переносится и на межличностные отношения.
Но это не все. Эксперты заметили, что сейчас вслед за техническим
прогрессом поколения сменяются гораздо быстрее. На смену зумерам уже
приходит очередное поколение Альфа — детей, о которых говорят, что они
"рождены с планшетом в руках". Их установки и ценности еще предстоит
изучить. Но уже отмечается, что альфа отличаются большей
любознательностью, чем предыдущие поколения.
Узнать больше интересной статистической информации о зумерах и
альфа, а также понять, что происходит сегодня с предыдущими поколениями
молодежи — "иксами" и миллениалами, мы сможем уже скоро — по итогам переписи.