Огромное желание играть
Коллектив существует более 20 лет. Аналогов ему в Удмуртии на сегодняшний день нет. Его создателем и бессменным руководителем является Александр Анатольевич Тимофеев.
- Приехал в Дебёсы после музфака Глазовского пединститута. Потом отслужил в армии в военном оркестре. Там и загорелся идеей создания в Дебёсах духового оркестра, - рассказывает маэстро.
Это был 1996 год. Никто не верил, что эта бредовая идея воплотится в жизнь. Не было ни инструментов, ни большого опыта. И, вообще, для нашей страны были не самые лучшие времена.
- Инструменты искали где могли, даже по чердакам лазили, - говорит Александр Анатольевич. - Сами чинили их. В конце концов набрали и играли на них почти 15 лет.
По словам руководителя оркестра, у ребят было огромное желание играть. Некоторые после уроков даже покушать не успевали, прибегали на занятия. С тех пор у Александра Анатольевича осталась привычка - держать в рабочем столе сухари или печенюшки.
- Раньше в Дебёсской школе в две смены занимались. Ребята приходили на занятия после уроков около 6-7 часов вечера, уходили в 9 часов, - говорит он. – Сухари очень даже выручали. Ну и сейчас они иногда идут в ход.
Транспорт - головная боль
Репетиции духового оркестра проходят в одном из кабинетов старого корпуса Дебёсской школы. Заходишь - и в глаза бросается наполовину обитый линолеумом пол, потрескавшийся потолок. На стенах почти нет пустого места – они увешаны афишами, фотографиями с концертов и… многочисленными дипломами, грамотами с различных конкурсов и фестивалей.
Вот уже 19 лет дебёсский детский духовой оркестр носит почётное звание образцовый.
- Это своего рода знак качества, показатель уровня коллектива, - поясняет Александр Анатольевич. - И мы стараемся не ронять планку.
Действительно, детский оркестр пользуется признанием и любовью зрителей. В его арсенале победы в различных республиканских и всероссийских конкурсах, и даже в двух международных. Выступления перед земляками и на больших музыкальных фестивалях дают юным музыкантам неоценимый опыт, стимул добиваться большего.
Но, к сожалению, каждый выезд на конкурс и даже на выступление в соседний район оборачивается для руководителя огромной головной болью.
- Всё дело в том, что у нас нет транспорта, нет его и в управлении культуры, - с горечью констатирует Александр Анатольевич. – А нанимать его со стороны дорого. Не все родители могут выделить необходимую сумму на поездку ребёнка.
Поэтому руководителю каждый раз приходится выкручиваться и изворачиваться. Например, в прошлом году на всероссийский конкурс-фестиваль духовых и эстрадно-джазовых оркестров в г. Новоуральск оркестр ездил с глазовскими музыкантами. Но это создало для ребят массу неудобств. Тем не менее в этом конкурсе они заняли третье место. Планируют участвовать в нём и в июле этого года. А у Александра Анатольевича уже сейчас болит голова – где достать деньги на поездку?!
- Ребятам неинтересно становится, когда они сами для себя играют. Им обязательно нужно выезжать, выступать перед зрителями, тогда стимул появляется, смысл, - говорит он.
Улыбка фортуны
Несколько лет назад перед руководителем оркестра стояла не менее сложная проблема по обновлению инструментов. Почти 15 лет он обивал всевозможные пороги, прося на это средства. И лишь семь лет назад фортуна улыбнулась ему.
- В Фейсбуке написал письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву - попросил средства на приобретение инструментов, и благополучно забыл об этом, - рассказывает Александр Анатольевич. - Когда пришло приглашение на встречу с руководителем Администрации Президента РФ Сергеем Нарышкиным, был удивлён и несказанно рад. Так благодаря обращению к Президенту нам выделили средства на приобретение новых инструментов.
В прошлом году оркестру на эти же цели выделили 100 тысяч рублей из республиканского бюджета.
- В основном приобрели на них ударные инструменты, - отмечает руководитель.
Естественный отбор
По словам Александра Анатольевича, в оркестр приходят разные ребята – и по возрасту, и по здоровью, и по семейному благополучию. Были и такие, кто состоял на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Руководитель никому не отказывает, принимает всех, даже музыкальный слух не проверяет. Уверен, что он есть у всех.
- В процессе занятий происходит естественный отбор, - говорит он. - Кто понимает, что музыка – это не его призвание или не выдерживает нагрузок, дисциплины, уходит. Бывают разные обстоятельства. Один парнишка два года поиграл и бросил. Через три года открывает дверь в студию: "Можно я поиграю?". Конечно, можно. У каждого ребёнка бывает период, когда хочется всё бросить. В этом случае, если родители не поддерживают, ребёнок, к сожалению, уходит. Бывает, что теряем хороших музыкантов.
Те, кто остаются в оркестре, очень многое приобретают для себя. В первую очередь причастность к Её Величеству Музыке – источнику радости и вдохновения. Многие ребята впоследствии связывают с ней свою профессию. Или даже выбрав другую стезю, не перестают играть на инструментах.
- Выпускники Иван Тепляшин, Григорий Пономарёв в свободное от работы время играют в известном джаз- оркестре "Big-Band" ИжГТУ, - говорит маэстро. - Есть ребята, которые учатся в музыкальных училищах. Например, Таня Шкляева учится в музыкально-педагогическом колледже г. Воткинска. Максим Тронин - в Республиканском музыкальном колледже. Многие воспитанники службу в армии проходили в военных оркестрах. К примеру, Павел Бочкарёв 9 мая играл на Параде на Красной площади. Максим Кочуров служит по контракту в военном оркестре.
Воспитанники Александра Анатольевича взрослеют, уезжают, но оркестр не забывают. Например, могут позвонить и сказать, что приедут со своими инструментами играть на празднике к Дню Победы. Это ли не бальзам на душу маэстро?!
Оркестр - одна семья
Ребята начинают ходить в оркестр с начальных классов. Например, Андрей Дерендяев и Даниил Жуйков занимаются в нём с 1 по 11 класс. "Оркестр, как одна дружная семья, - говорит Андрей Дерендяев. – У нас тёплые дружеские взаимоотношения. Совместные поездки, выступления оставляют незабываемые впечатления, сближают нас".
Рафаила Баженова привёл в оркестр друг. Он же посоветовал ему играть на кларнете. Друг ушёл из оркестра, а Рафаил остался и усердно занимается.
Надя Никитина пришла в коллектив по примеру своей старшей сестры, играет на флейте.
У многих ребят есть и другие увлечения. Кто-то рисует, кто-то занимается танцами, вокалом, спортом. Например, трубачи Максим Малых и Никита Тиунов увлекаются гиревым спортом.
Ребята признались, что всегда волнуются перед выходом на сцену. Александр Анатольевич старается расслабить их – смешит, рассказывает анекдоты.
- Очень многое зависит от настроения ребят, - говорит он. - Нужно постараться, чтобы они стали одним целым. Оркестр сам по себе - большой инструмент. Если кто-то выпал, композиция уже не звучит.
Руководитель старается сделать так, чтобы выступления ребят были запоминающимися, задевали чувства зрителей. Говорит, что мало играть технически грамотно, нужно вдохнуть в музыку жизнь. Ведь каждое произведение – это маленькая история. И юные музыканты рассказывают её так, как видят и чувствуют.
Чем удивлять будем?
Репертуар оркестра состоит из различных произведений.
- Играем то, что интересно ребятам, публике, мне, как музыканту, - говорит Александр Анатольевич, - джаз, марши, вальсы, классику, народную музыку.
Руководитель особое внимание уделяет произведениям удмуртских композиторов. Они исполняются практически на всех сольных концертах коллектива. Правда, Александру Анатольевичу приходится их переделывать. Говорит, что крайне мало готовых обработок.
- Несколько лет назад переложил для духового оркестра "Польку" Германа Корепанова. Теперь многие оркестры Удмуртии играют её, - отмечает он. – Обрабатываю произведения нашего земляка Г.М.Корепанова -Камского. Например, переложил "Кадриль" из его балета "Италмас". Она нравится и нам, и зрителям, поэтому часто звучит на наших концертах.
Перед каждым конкурсом или фестивалем дирижёр задаёт своим юным музыкантам один и тот же вопрос: "Чем удивлять будем?". И каждый раз оркестр старается играть новое, как выражается руководитель, "не запиленное". Сложные произведения Александр Анатольевич переделывает под своих ребят. К нему за обработками удмуртских произведений обращаются и другие руководители духовых оркестров. Он охотно делится с коллегами своими наработками. Популяризировать музыку родного края для него важно и ответственно.