Элитное чтение
Наверняка многие слышали современное понятие "взрыв авторства". Сейчас на планете более 7 миллиардов человек. Более 3 миллиардов пользуются Интернетом. У огромного количества людей есть шанс стать автором-публикатором" своих мыслей и наблюдений.
Что делается в социальных сетях! Каждый пытается оставить "царапинку на теле истории". Текст стал свободным, всепроникающим. Учёные говорят о том, что это явление сильно меняет человека. Как не размыться в потоке информации? Как не угодить в коварную воронку, которая беспощадно крутит твои мозги, занимает твоё драгоценное время и даже здоровье?
Есть ли от этого прививка? Думаю, да. У меня по этому поводу есть мини-теория. Просто каждому, чтобы притормозить и осознать себя, нужно читать и писать про свои корни. Вполне серьёзно считаю такое чтение элитным.
Память сердца
Нередко приходилось слышать от людей: "Расспросить бы маму (папу, деда...) о том, как жили, записать, да вот не успели, нет их уже". Эту горечь невосполнимого можно понять. Вот если бы в каждой семье был свой летописец. Какие истории! Судьбы людей через судьбу страны.
Хранят же в семьях, к примеру, бабушкины вязаные шали или с гордостью показывают красивые наличники, которые резали деды-прадеды? Почему же нет на домашних полках книг, написанных нашими родными? Это была бы ценная семейная реликвия. И каждое поколение пополняло бы книжную полку своим томом!
Мне несказанно повезло. Один томик для элитного чтения у меня уже есть. Книгу "О времени и о себе" мой отец, Борис Иванович Русских, выпускник Дебёсского педагогического училища, известный в Кезском районе краевед, издал к своему 90-летию два года назад.
Сборник очерков о своей судьбе, об истории родного края, живописной природе, удивительных людях. Это не сухое исследование, а память сердца.
Яркие моменты своей жизни и жизни страны автор описал очень живо и выразительно. Страницы увлекательного чтения, в первую очередь, для меня и моих родных и, надеюсь, любого читателя.
Истоки
Папа кропотливо собирал свою родословную. К примеру, в главе "Истоки" описываются эпизоды, связанные с родителями – Марией Григорьевной и Иваном Матвеевичем.
Читаешь эти страницы, как фильм исторический смотришь! А герои - твои родные бабушка и дедушка.
1916 год. Молодая пара живёт в Вятке (Киров). Иван работает на почте, Маша нянчит первенца. На улицах Вятки неспокойно.
Во время гражданской войны заполыхали губернии России. Армия адмирала Колчака захватила Пермь. Позже бои развернулись на территории северной Удмуртии. Были оставлены Дебёсы, Кез. Белые захватили Балезино, Глазов.
Колчаковское наступление стало угрозой Вятке. Ивана Матвеевича включают в состав сопровождающих: архив Вятской губернии было решено перевезти в Воронеж. Маша в переполненном поезде с маленьким ребёнком едет к родителям в Полом. В пути состав загорается, в суматохе бесследно пропадают вещи.
А в Поломе в их доме стоят белогвардейцы.
Однажды белые приводят в дом страшно изрубленного красноармейца. Вскоре солдат умирает. Мария, содрогаясь от жалости, предлагает белогвардейцам домотканый ковёр, чтобы в него завернули труп, иначе внутренности могли вывалиться. Разные воспоминания…
Перечитываю главы книги и удивляюсь: сколько интересных деталей сохранилось в памяти автора! А самое главное: сколько уважения и любви к матери и отцу. Это генетический код, это корни.
Военная юность
Начало Великой Отечественной войны. Борис Русских - студент второго курса Дебёсского педучилища. Общежития не было, все места отдали литовским детям. Жили на квартирах. Стипендию отменили, ввели плату за учебу. Даже дрова 14 -15 летние студенты заготавливали сами. Ходили в лес за пять-десять километров.
Очень эмоционально делится автор одним впечатлением. Однажды, поднявшись в ясный день на вершину Галанчи, папа увидел в своей красе Поломскую Троицкую церковь. За тридцать вёрст! Там был дом, родители! Как колотилось сердце мальчишки от радости.
Но в годы войны церковь начинают разрушать. Как-то во время каникул четыре подростка, получили наряд: возить в Кез из Полома на подводах (25 км) кирпичи от разобранной церкви. Их использовали при строительстве кезского Дома культуры. Борису досталась слабая лошадёнка с жеребёнком. С горы Бисьмен она разбежалась, сил удержать гружёную телегу не хватило. Повозка опрокинулась, кирпичи оказались в канаве.
На обратном пути нужно было доставить в колхоз 200-килограммовую (!) бочку с автолом. Друзья отказались брать этот груз, Борис взялся. А уставшая лошадь теперь уж в гору никак не могла подняться.
Читаю эти строчки. Представляю глаза. Обоих. Измождённой лошадёнки и измождённого пацана. Ночь и отчаяние..
На фронте
В 43-м году Борис окончил педучилище, ему 17. Год работал учителем в школе. Потом на фронт. И об этом в следующей главе "Священный долг".
Военная служба началась на вторых радио-курсах в Свердловске. Позже на румынской границе радиотелеграфист Борис Русских был зачислен в 384-й полк, в 62-ю стрелковую дивизию.
Самые страшные военные годы были позади. Нужны были ударные силы, чтобы обеспечить Победу. Полк продвигался по территории Польши, позже Германии. Вчерашних курсантов бросили на борьбу с диверсантами. Они вылавливали прячущихся нацистов, эсэсовцев, сопровождали арестованных немцев на допросы.
Довелось охранять поезд с делегацией во главе со Сталиным. Поезд направлялся в городе Потсдам. Там в 1945 году проходила историческая конференция руководителей трёх великих держав антигитлеровской коалиции.
Почти шесть лет службы в армии выковали в моём отце стержневой мужской характер. Об этом я знаю не только из книги. Из жизни тоже.
Любимая профессия
Так называется одна из глав. Трудовой стаж автора 57 лет. Из них школе отдано 45. Когда говорят о профессиональном прогорании - это не про моего отца. Преданность учительскому делу неимоверная. А всё начиналось в Дебёсах!
Он был учителем, завучем, директором трёх школ, методистом роно. Автор рассказывает в книге о своих буднях, с теплотой вспоминает коллег. К примеру, я смотрю на фотографии. Красивые, молодые учителя. Сельская интеллигенция. Многих уже нет в живых. Мягкой кошачьей лапой сжимает сердце. Грустно очень.
Село Полом
Полом для автора - это и колыбель, и неисчерпаемый источник для пытливого ума краеведа. Очень интересны страницы в книге, посвященные этнографической экспедиции Удмуртского республиканского краеведческого музея и Эстонского государственного этнографического музея (г.Тарту). Она проходила в 1986 году. Цель - киносъёмки для научно-популярного фильма о северных удмуртах, сбор уникальных предметов музейного значения.
Фильм сняли, но не на 45 минут, как планировали, а на 23. Всю экспедицию шёл проливной дождь и мешал планам. А Борис Иванович в этом фильме сыграл маленькую роль рыбака.
Открытая глава
Заканчивается книга открытой главой. Вначале описываются живые картинки-встречи с известными людьми, уроженцами Кезского района. Со всеми папа дружил. Среди них народный поэт Удмуртии Олег Алексеевич Поскрёбышев, известный в Советском Союзе учёный-педагог, автор первого учебника по педагогике для педагогических училищ Борис Петрович Есипов, заслуженный деятель искусств УАССР, художник Николай Александрович Косолапов.
Потом очерк посвящен жене Маргарите Аркадьевне, несколько слов о детях - Юре, Светлане и Ирине.
И вот последнее предложение в книге: "А в прошлом году у меня появился ещё один продолжатель рода - правнук Александр Сергеевич Русских".
И всё. Точка. Никаких назиданий и выводов. А летопись, видимо, продолжать нам, детям и внукам. Так я понимаю эту открытую главу. Корень - это значимая часть и слова, и семьи.