В Красноярском крае участились преступления, которые совершаются при помощи сотовой связи и сети интернет. Главный следователь краевой полиции Тамара Белкина рассказала, кто чаще всего попадается на уловки мошенников и как с ними бороться.
По статистике полиции, с начала 2019 года в Красноярском крае зарегистрировано больше 5 тысяч подобных преступлений. Чаще всего жертвами телефонных мошенничеств становятся люди в возрасте от 50 лет и старше. Примерно половина из них — одиноко проживающие женщины, которые подвержены психологическому давлению со стороны мошенников. Люди молодого и зрелого возраста попадаются на удочку мошенников, действующих через интернет.
"Сегодня нами уже наработана определенная практика раскрытия таких преступлений, о чем свидетельствует увеличение почти на 75% с 761 до 1329 числа расследованных уголовных дел", — рассказала Тамара Белкина.
Среди мошенников, по данным следователя, есть разные люди из разных регионов. Так 39-летний житель Удмуртии обманул 26 жителей Красноярского края и получил с них около полумиллиона рублей, сообщая о попавших в ДТП родственниках. Он признался, что номера не узнавал заранее, а набирал случайный набор цифр. Жительница Московской области получила 350 тысяч рублей с 20 жителей края, представляясь сотрудником Пенсионного фонда. Она обещала им доплату к пенсии, получала данные банковских карт, а потом похищала оттуда деньги.
Еще один телефонный мошенник, которого в скором времени ждет суд, совершал преступления из мест лишения свободы. Он отбывает наказание за другое преступление в Приморском крае. Сейчас злоумышленника этапируют в Красноярск.
Всем этим людям грозит наказание — до 6 лет лишения свободы.
В полиции напомнили, что чаще всего мошенники пользуются следующими схемами:
- отправляют на телефон сообщение: "Ваша банковская карта заблокирована", "Вы выиграли приз" или звонят с предложением о компенсации или с сообщением о том, что родственник попал в ДТП;
рассылают сообщение со ссылкой на фишинговый сайт. При открытии ссылки происходит списание денег с банковских счетов, привязанных к этому телефону;
- откликаются на объявления о продаже товара и предлагают внести залог или полностью оплатить товар через карту. Для этого им якобы требуется знать коды, которые придут на телефон продавца. На самом деле это смс-сообщение помогает получить доступ к счету;
- представляются сотрудниками банка и просят дать им персональные данные — номер паспорта и банковской карты, а также ее пин-код или три цифры с обратной стороны.
"Что должно насторожить, если человек общается с незнакомым лицам и предметом общения являются деньги. Например то, что инициатива исходит от мошенника, является настойчивой, навязчивой. Если информация повторяется неоднократно, все возражения и вопросы игнорируются. Часто человек демонстрирует большой словарный запас с обилием терминологии. Человек говорит быстро, стремиться уменьшить дистанцию общения, предлагает „особо выгодные условия“, эксклюзивный товар и услугу, скидку „только для Вас и только сегодня“. Цель поведения мошенников — отключить рациональное мышление жертвы, создать состояние внутреннего возбуждения, предчувствия собственной выгоды, сниженной критики к происходящему. Такие люди демонстрирует доброжелательность, искренность, открытость и убедительность, либо наоборот действую чрезмерно напористо и агрессивно", — рассказала Тамара Белкина.
Она посоветовала при наличии малейшего сомнения прервать контакт с таким человеком любым возможным способом. Можно положить трубку телефона, выйти из помещения, покинуть неизвестный сайт или задать неожиданный вопрос по другой теме. Это поможет обеспечить безопасность и сохранность имущества и денежных средств.