Рушим барьеры
С 2014 года в Новобирилюсской средней школе стали обучаться дети с разными образовательными потребностями. На сегодняшний день здесь занимаются 50 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 12 детей с задержкой психического развития, 35 с интеллектуальной недостаточностью, 2 ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, 1 ученик с нарушением слуха.
Проработав год, мы пришли к выводу, что все дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы, нуждаются в специализированной помощи, адаптированной программе и особом режиме.
Перед школой встала непростая задача - как организовать обучение таких детей, как максимально адаптировать их в социуме? С этой целью мы стали формировать образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, был включен в образовательную и социальную жизнь учреждения.
Одним из главных составляющих инклюзивного пространства является наличие узких специалистов, поэтому в штатное расписание образовательного учреждения были введены дополнительные ставки логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога, инструктора по труду.
Для усвоения образовательной программы, и исходя из потребностей и уровня психофизического развития детей, в нашем образовательном учреждении были выбраны разные формы реализации инклюзивного образования:
- полная интеграция организована для школьников, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению, при этом они обязательно получают коррекционную помощь;
- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть уроков;
- комбинированная интеграция, при которой ребята близки к возрастной норме и на равных обучаются в классах, получая постоянную коррекционную помощь;
- временная интеграция, когда все учащиеся, вне зависимости от уровня психофизического развития, объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Для преодоления трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания в школе, работает психологический, медицинский и педагогический консилиум, который анализирует и корректирует работу по сопровождению и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В данную службу входят: педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, медицинский работник.
Каждый ребенок может быть талантлив
Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Так были организованы и проведены конкурсы: "70-летие Победы", "Таланты без границ", "Пасхальная радость", "Марафон добрых дел",
"Новогодняя игрушка", акции: "Спорт альтернатива пагубным привычкам", "Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения", "Библионочь - 2015г.", "Я выбираю здоровый образ жизни".
При этом дети с особенностями в развитии не были просто зрителями таких мероприятий, а являлись активными их участниками. По итогам многие из них были награждены почетными грамотами и дипломами лауреатов школьного и районного уровней. Такое участие позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе. Ведь почти каждый ребенок, имеющий ограничения, может быть способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но ему необходимо помочь обнаружить свои дарования и развить их.
Инклюзивное образование важно не только для "особенных" детей, но и для окружающих. Так инициативной группой старшеклассников был создан и реализован проект - "Мечты сбываются", в поддержку детей инвалидов. В рамках данного проекта были успешно реализованы: флеш-моб "Дари добро", мастер-класс "Подарок к празднику", трудовой десант "Помогатор", школьная акция "С миру по нитке и уголок мечтаний", районная акция "Дети – цветы жизни".
Создание благоприятных условий обучения
В школе ведется целенаправленная работа по созданию условий обучения детей с ограничениями. С этой целью оборудованы кабинеты дефектолога и социально-бытовой ориентировки. Кабинет социально-бытовой ориентировки полностью приспособлен для учащихся с нарушением здоровья. Он поделен на зоны – гостиную, кухонную, учебную, санитарно-гигиеническую. Учащиеся самостоятельно готовят пищу, стирают, учатся убирать жилище и подготавливать его к зиме, ходят на экскурсии в центр занятости населения. Все что пригодится ребятам в их взрослой жизни, они получают именно на этих уроках. Все учебные темы для ребят повторяются и с каждым разом только усложняются.
По программе "Доступная среда" для создания в общеобразовательных организациях безбарьерной среды и организации инклюзивного образования детей-инвалидов выделено 1 111000 тысяч рублей на приобретение технического, коррекционно-развивающего оборудование для оснащения: сенсорной комнаты (световой стол для рисования песком, сухой бассейн, мягкие пуфы, тактильная дорожка); кабинета лечебной физкультуры, психолога, логопеда. Оснащение кабинетов специальным оборудованием позволит не только развивать творческие способности и снимать стресс, но и восстанавливать подвижность и чувствительность конечностей, улучшать кровоснабжение, снимать напряжение и усталость у малышей.
В рамках программы проведено расширение дверного проема с установкой входной группы и ремонт крыльца с устройством пандуса в здании начальной школы.
Татьяна САЕНКО
учитель дефектолог,
куратор инклюзивного образования
Новобирилюсской средней школы