Многие люди подчас забывают о том, что точное соблюдение Правил дорожного движения и водителям, и пешеходам – это закон и обязательное условие выживания на дорогах. Ведь дорога не терпит даже самых маленьких нарушений, обязывая к бдительности и постоянному вниманию.
Соблюдение ПДД в 90% гарантирует безопасность дорожного движения (10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия). И потому непонятно, что движет нами, когда, садясь за руль, мы спешим и бездумно жмем на газ, или переходим дорогу в неположенном месте.
Так, в 2019 году на территории Бирилюсского района было зафиксировано 56 автоаварий, в 8-ми из которых пострадали люди. В связи с этим у нас возник ряд вопросов к начальнику ОГИБДД МО МВД России "Большеулуйское", майору полиции Евгению Викторовичу Расказчикову. Мы поговорили о причинах ДТП, о нетрезвых "горе-водителях", о несовершеннолетних участниках дорожного движения и, конечно, об изменениях в ПДД, которые вступят в силу в 2020 году.
- Евгений Викторович, расскажите нашим читателям, сколько дорожных происшествий и автоаварий произошло в 2019 году, и что чаще всего было их причиной?
- За прошедший год, как и за предыдущие 2 года, на территории Бирилюсского района не зафиксировано ни одного крупного резонансного ДТП. От автоаварий, которых было зафиксировано 56, нам, к сожалению, уйти не удалось, но все они были частного характера, то есть по вине автовладельцев, грубо нарушивших ПДД. В 8-ми из этих аварий пострадали люди. Характер их разный, "лидеры" - это превышение скоростного режима, вследствие чего неуправляемый занос автомобиля и съезд с дороги, нарушение правил проезда перекрестков, обгона, перестроения, и такое грубое нарушение ПДД, как управление авто в состоянии алкогольного опьянения.
- Кто чаще всего нарушает ПДД: женщины или мужчины?
- Несмотря на то, что за последние 10-15 лет женский водительский состав увеличился в разы, и каждое третье водительское удостоверение при первичном его получении мы выдаем именно женщинам-водителям, управляют они своими авто намного внимательней. Мужчины чаще "лихачат" за рулем, чувствуя себя более уверенно, и это нередко и становится причиной автоаварий, когда водитель попросту переоценивает свои навыки автовождения. Если посчитать в цифрах, то из 56 автоаварий, женщины были участницами в 12 ДТП, из них виновницами – только в 2-х из 12-ти.
- А как обстоят дела с нетрезвым вождением авто в районе?
- С июля 2015 года Уголовный Кодекс РФ был дополнен новой статьей, связанной с нарушением ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию. Если проще, то из КоАПа ушла повторность за нарушение ПДД лицом, которое уже в течение года привлекалось по статье 12.8 и 12.26 КоАП, то есть уже попадало в зону внимания ГИБДД за управление авто в нетрезвом состоянии. С 2015 года в отношении всех водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, имея лишение права управления транспортными средствами, возбуждается уже не административная, а уголовная статья 264 прим.1 УК РФ. И если вина водителя будет доказана, ему грозит лишение свободы до двух лет.
Но, несмотря на все меры, которые принимают законодатели с целью снизить число "пьяных" нарушений ПДД, число таких горе-водителей, к сожалению, заметно не снижается. К примеру, в 2019 году за управление авто в нетрезвом состоянии лишения права управлять ТС получили более 60 жителей района, в отношении пяти из них были возбуждены уголовные дела за повторность нарушения по ст.264 прим.1 УК РФ. Что движет людьми, которые садятся за руль пьяными, сложно сказать. Считаю, здесь много составляющих, это и уровень образованности человека в целом, ситуации с крайней необходимостью (что редкость), но самое главное – это культура поведения на дороге, которая закладывается с детства.
- Как часто ПДД нарушают несовершеннолетние участники дорожного движения нашего района?
- Такие случаи есть, но к счастью, они единичны. За год к административной ответственности привлечено двое подростков, любителей покататься на папиных машинах. Обоим исполнилось 16 лет, что дает нам возможность выписывать им уже штрафы, а не только предупреждения. Острей стоит вопрос с детьми-пешеходами, чаще всего их возраст от 5 до 13 лет, что не позволяет нам принять к ним меры административного воздействия, а только передать информацию в отел по делам несовершеннолетних, которые потом проводят профилактические беседы с родителями маленьких нарушителей. Хочу сказать, что и со стороны ГИБДД работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется очень активно. Ежегодно наши сотрудники проводят сотни мероприятий, спец.рейдов, занятий, конкурсов для детворы с целью популяризации соблюдения ими правил дорожной безопасности.
- Поведайте, что интересного ждет нашу молодежь в новом 2020 году в части совместных с ГИБДД мероприятий?
- В новом году мы подготовили для детворы района немало. Все мероприятия будут реализовываться на базе районных школ, поэтому принять участие в них сможет каждый ребенок. Из самых ближайших интересных мероприятий - это второй этап глобального районного Квеста по ПДД, в котором за звание знатока ПДД будут соревноваться все школы и детские сады района. Также на интернет–платформе, нашем официальном инстаграм-аккаунте gibdd_208, уже идет увлекательный виртуальный поединок, в котором могут принять участие все жители района. Главная цель проекта – привлечь внимание общественности к соблюдению ПДД и сохранению спокойствия на дорогах района. Все, что нужно от участников, независимо от возраста, разместить у себя на странице креативное интересное видеообращение, призывающее других участников дорожного движения, к соблюдению ПДД. С обязательным размещением хеш-тега #Безопасный2020й.
Нужно сказать, что профилактика детского дорожно-транспортного травматизма для нас остается одним из главных в работе. Поверьте, профилактировать взрослых участников дорожного движения намного сложней, чем научить ребенка с детства культуре поведения на дороге, которая в дальнейшем, возможно, сохранит ему здоровье или жизнь.
- А что ждет в 2020 году взрослых участников дорожного движения? Какие изменения уже вступили в законную силу и много ли нового?
- Изменений много, но пока не все из них вступили в законную силу. Расскажу о тех, по которым уже пришли документы, разъясняющие административно-применительную практику, то есть работу с водителями.
Со 2 января водителям, которые оформили электронный полис ОСАГО, официально разрешено не возить с собой бумажную распечатку документа. Теперь действующий полис достаточно показать на экране телефоне или просто сообщить о его наличии сотруднику ГИБДД, который проверит ваши слова с помощью федеральной базы.
Также теперь письма-уведомления о штрафах будут приходить автовладельцам не только по фактам нарушений ими скоростного режима, зафиксированных камерами ЦАФАП, но и об отсутствии полисов ОСАГО. То есть, теперь при проезде на камеру ваш госномер будет автоматически пробиваться и на наличие оформленного полиса ОСАГО. В случае отсутствия такового, владельцу будет приходить штраф в сумме 800 рублей.
Также поэтапно будет вводиться в действие указание об оборудовании тахографами грузового и прочего крупногабаритного транспорта, принадлежащего не только коммерческим организациям, но и частникам, работающим "на себя". При этом сумма штрафа за отсутствие или поломку тахографа возросла с тысячи рублей до трех-пяти.
Также очень много указаний правительства вступит в законную силу с марта 2020 года о рекомендательной работе ГИБДД. Так, уже весной, инспектор ДПС будет обязан делать замечание всем автолюбителям, у кого в салоне автомобиля отсутствует видеорегистратор, а также в зимний период используются летние шины на колесах.
Гос.номера при покупке нового авто в автосалоне теперь можно будет получить там же, эта функция частично перейдет к должностным лицам автосалонов, но только для продажи на установку для новых авто.
А вот летом 2020 года планируется целый ряд новых законопроектов в области дорожного движения, в том числе и введение административной ответственности за нарушение ПДД для водителей гироскутеров, электросамокатов и подобных современных устройств для передвижения, электронные водительские удостоверения и ПТС, отдельные парковки для коммерческих авто, отмена ненаказуемого превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч. Но пока комментировать эти изменения рано, так как сейчас они существуют только в законопроектах, которые еще предстоит принять либо отклонить депутатам.