Труд педагогов начальных классов, пожалуй, самый ответственный в школе, ведь состоит он не только в том, чтобы передать свой опыт малышам. Именно от первых учителей во многом зависит, будут ли дети получать знания с охотой и интересом или махнут на учебу рукой.
Совсем недавно мне удалось познакомиться с Людмилой Васильевной Гимановой - учителем начальных классов Рассветовской средней школы, и по совместительству заместителем директора по учебно-воспитательной работе начальных классов. Со слов коллег - это очень грамотный педагог, который искренне любит детей. Я же, после нескольких минут общения с ней, для себя отметила, что, прежде всего, - это очень обаятельный человек. Приятная внешность Людмилы, ее красивая улыбка, выразительный взгляд, большой эстетический вкус и образное слово, - все это буквально завораживает.
- Человек должен быть красив, в первую очередь, душой, - считает она. - Я, например, жуть как не люблю конфликты. Если что-то такое происходит - я стараюсь найти золотую средину, чтобы уладить все мирным путем.
Своих учеников Людмила Васильевна ласково называет "детки - яркие конфетки". И стоит только догадываться, сколько ребятишек прошло через ее чуткие руки за 30 лет самоотверженной работы в школе.
- Первый раз в жизни, - подмечает учитель, - у меня в классе 14 деток-второклашек. За годы работы у меня были самые большие потоки, однажды даже 31 ученик был в классе. Это очень трудно! Сейчас детей все меньше, но работа от этого не убавляется.
Верный выбор
Родом Людмила из Волгоградской области. О выборе своей профессии женщина рассказывает следующее:
- Наблюдая за тем, как я ухаживаю за младшими сестрой и братом, мама мне всегда говорила: "Люда, ты будешь работать в школе". А я учителем себя не видела, хотя меня всегда тянуло к детям. Поступив в Волгодонское педагогическое училище, я грызла гранит науки, думая, что возможно и буду работать с детьми, но только не в школе. Но потом все изменилось. В то время моя тетя трудилась методистом в дошкольном учреждении, и я, придя однажды к ней на работу, увидела, как она общалась с детьми и как у них горели глаза, когда она открывала им этот мир. Именно благодаря этому я поняла, насколько интересна и многогранна профессия - учитель. И сегодня я никем другим себя уже не представляю.
По семейным обстоятельствам в 1988 году Людмила Васильевна переехала в Рассвет. С тех самых пор и начался ее трудовой путь в школе. Через несколько лет она заочно поступила в Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева, и закончила его со специальностью "педагог-психолог".
Своей главной победой за 30 лет учительства, педагог считает победу в конкурсе инновационных программ средних общеобразовательных учреждений "Приоритетный национальный проект "Образование" в 2009 году. Годы ежедневного труда и три ночи без сна помогли Людмиле Васильевне выиграть 100 тыс. рублей.
- По молодости я в разных конкурсах принимала участие, - говорит она, - сейчас пыл утих, да и молодым нужно давать дорогу. А сегодня я приобщаю к этому детей. Активное участие во всех конкурсах, в том числе и дистанционных, будет очень для них полезно.
Все начинается с детства
Более всего в работе Людмилу Васильевну привлекают дети. Каждое утро они наперебой спешат поделиться с ней своими новостями, секретами, идеями и проблемами. Она старается всех понять и всем помочь. А главная радость для учителя - это успехи ребят.
- Проведя свой класс до выпуска, - рассказывает педагог, - прожив с этими детьми четыре года, и зная, сколько трудностей смог преодолеть каждый ученик, выпуская их, я радуюсь их образованности и самостоятельности. Кажется, еще совсем недавно они были неумелыми первоклашками, а стали такими смышлеными ребятами. И конечно, для меня всегда важен итог моей работы. Это самая высокая награда, когда дети пишут итоговые проверочные работы и показывают хорошие результаты.
Ссылаясь на многолетний опыт, Людмила Васильевна отмечает, что из всех предметов, которые она преподает, детям труднее всего дается математика, где нужно не просто решать, но и размышлять логически. Что же касается самого учителя, то для нее все предметы - одинаковые. Большую роль в успешности ученика, на ее взгляд, играет взаимосвязь учителя, ребенка и родителя. Если мамы и папы идут навстречу, и не закрывают глаза на неудачи своих детей, а напротив - пытаются помочь, то обучение будет продуктивным.
Очень много сил и души педагог вкладывает в то, чтобы ее дети росли понимающими по отношению друг к другу. Своих ребят она учит жить в коллективе и для коллектива, старается сплотить и сдружить всех детей в классе.
- Своим ученикам я всегда говорю: - рассказывает Людмила, - "Наш класс - это наша семья. В ней нельзя обзываться и ругаться, а нужно уважать друг друга". А вообще главное - это быть человеком с большой буквы. Этому я и учу своих ребят. Очень важно уметь понимать другого человека и не полениться прийти к нему на помощь, если в этом есть необходимость. Мне кажется, чем больше человек отдает, тем богаче и лучше становится его жизнь.
"Малышей надо чувствовать…"
В завершении нашей встречи мы побеседовали на тему: "Человек с какими качествами может работать учителем?". Немного подумав, Людмила Васильевна сказала:
- Человек, любящий детей, и не измеряющий работу зарплатой. Учительство - это очень тонкая работа, которая подразумевает труд с детскими душами. И чтобы их не покалечить, мало быть умным, начитанным, или еще каким-то. Надо любить детей. А без любви надолго в школе не задержишься.