Никакие изобретения научно-технического прогресса не заменят пожилым людям того, в чем они нуждается постоянно. Доброе общение и понимание человеку может дать только человек.
"Ласточка, девочка наша, помощница, доча" - так подопечные Натальи Ивановны Карп называют своего социального работника. За 9 лет общения со своими бабушками и дедушками женщина настолько с ними сдружилась, что теперь их "союз" больше напоминает родственные отношения.
Дорогой "гость"
В Рассвете трудятся 7 социальных работников. На каждом из них лежит огромная ответственность - оказывать всю необходимую помощь жителям старшего поколения поселка.
У Натальи Карп 10 подопечных. В минуты нашего знакомства она пребывала у одной из них - Валентины Михайловны. Пожилая женщина поведала нам, что Наталья - это прекрасный человек, и самый дорогой "гость" в ее доме: "Я этой красавицей абсолютно довольна. Она аккуратно и скрупулезно делает все, что я скажу, для меня это очень важно".
Радушная хозяйка проводила нас в зал. Наталья Ивановна измерила своей подопечной давление, а после принесла охапку дров и аккуратно сложила их около печки.
- Спасибо, Наташенька, за помощь. Вы поболтайте у меня дома, чтобы на улице не мерзнуть, - любезно предложила Валентина Михайловна, и, оставив нас наедине, удалилась на кухню.
Рабочие будни
Со слов героини моего сегодняшнего рассказа, в детстве она мечтала стать медицинской сестрой. Скорее всего, на столь милосердное желание Наташи повлияло то, что большую часть времени она проводила у своих стареньких дедушки и бабушки.
- Я видела, что им постоянно нужна помощь, - рассказывает Наталья. - Наверное, поэтому с ранних лет где-то в подсознании у меня родилась мысль, что моя работа должна быть полезной именно тем людям, которые нуждаются в поддержке. И когда пришло время, я, не раздумывая, пошла работать в социальную сферу.
Трудовые будни социального работника начинаются с утра и заканчиваются вечером. Поход в магазин за покупками или за лекарствами в аптеку, оплата по счетам за коммунальные услуги, уборка квартиры и необходимая работа по дому, приготовление пищи - вот далеко не полный список услуг, которые предоставляет своим подопечным Наталья Ивановна. Но не меньше, чем физическая помощь, пожилым людям нужно искреннее и душевное общение. Выслушать, утешить, помочь добрым словом - все это не входит в перечень "социальных услуг", но подчас оказывается самым важным. И здесь без понимания, сочувствия и терпения не обойтись.
- Для каждого человека нет ничего ужаснее одиночества, - рассуждает моя героиня, - а тем более - одинокой старости. И от этого, к сожалению, никто не застрахован. Тогда надёжной опорой таким людям и становятся социальные работники. Некоторые пенсионеры в Рассвете отказываются от нашей помощи, и такое бывает. В основном, это люди старой закалки, которые говорят: "Это ж стыд-то какой! Я и сам смогу дров себе принести!". А другим - общение жизненно необходимо.
В своем труде Наталья Ивановна и ее коллеги применяют и инновационные формы работы. Одна из них - "Школа безопасности". Каждый месяц социальные работники проводят со своими подопечными полезные беседы на самые различные темы. Это и пожарная безопасность, и актуальная в наши безопасность от рук мошенников, и многие другие.
Кроме того, у соцработников из Рассвета есть свое волонтерское движение под названием "Добро". Женщины от чистого сердца помогают пациентам паллиативного отделения - проводят для них праздники, делают им подарки благодаря спонсорам, готовым помочь.
- Помимо всего прочего, мы развиваем деятельность мини-клубов, - рассказывает моя героиня. - Например, с одной бабушкой мы по 40 минут играем в шашки. А еще я со своими подопечными люблю участвовать в конкурсах. В прошлом году из самых запоминающихся были конкурсы "Цветущий подоконник" и "Лучшая усадьба".
"Тонкие" моменты
Как социальный работник находит общий язык с людьми разных типов темперамента? На этот вопрос Наталья ответила следующее:
- Сейчас мы настолько дружны со своими подопечными, что общаемся, как родственники. А поначалу, при знакомстве с ними, я обращала большое внимание на детали. Например, заходишь в ограду, а там множество цветов - отлично, значит можно смело беседовать о цветоводстве; на столе лежат крючок и нитки - понятно, человек увлечен вязанием. А еще у меня есть одна бабушка, которая любит обсуждать фильмы или программы по определенному телеканалу. То есть, мне нужно встать пораньше, посмотреть их, и, придя к ней, и побеседовать на эту тему. Для нее очень важно знать мое мнение. Вот так я к каждому клиенту нахожу свой подход. А как иначе? Я же не могу прийти со словами: "Здравствуйте. Чем вам помочь? До свидания". Это недопустимо, тем более с людьми, которые на целую жизнь старше и гораздо мудрее нас.
Со слов Натальи, настоящий клад для социального работника - это люди преклонного возраста с оптимистичными взглядами на жизнь. И нее имеется тому яркий пример.
- Одной своей подопечной я каждую весну покупаю какой-нибудь саженец. Она с большой радостью сажает деревья, а потом с нетерпением ждет плодов. То есть цель ее - не просто занять себя работой, а дожить до первого яблочка, или до первой вишенки. Это очень радует, когда человек идет по жизни только вперед.
По зову сердца
Когда рабочий день завершается, Наталья Ивановна спешит домой. Здесь ее также с нетерпением ждет семья - дорогой супруг и любимый сын. В потоке бесконечных дел женщина находит время и на свои увлечения - она участница мим-театра "Кураж".
А говоря о своей профессии, Наталья признается, что как бы тяжко порой не приходилось - желания сменить сферу деятельности у нее не возникало никогда.