Военный прокурор Красноярского гарнизона полковник юстиции Григорян С.Г. разъясняет:
"Конституцией Российской Федерации закреплено право на защиту каждого гражданина независимо от обладания каким-либо правовым статусом. Вместе с тем, учитывая определенную специфику военной службы, существуют особенности реализации этого права у военнослужащих.
Некоторые права военнослужащих закреплены и конкретизированы
в нормах военного законодательства и могут быть ограничены, чем обеспечивается осуществление этих прав в условиях военной службы.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих установлено право военнослужащих обжаловать неправомерные действия либо бездействие органов военного управления и командиров в порядке, предусмотренном федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации. Это право по выбору военнослужащего реализуется
в судебном или внесудебном порядке. Причем внесудебный порядок обжалования не лишает военнослужащего права на судебную защиту.
Внесудебный порядок включает в себя так называемый служебный порядок обжалования, установленный общевоинскими уставами, а также возможность обращения военнослужащих в государственные органы, уполномоченные рассматривать жалобы военнослужащих, членов их семей
и других граждан, в том числе и в органы военной прокуратуры.
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"
на органы прокуратуры возложено осуществление надзора, в том числе
за исполнением законов органами военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Военные прокуроры действуют независимо от командования, органов военного управления и местных органов власти, в строгом соответствии
с законами Российской Федерации. При этом рассмотрение и разрешение
в органах военной прокуратуры обращений военнослужащих и иных граждан о нарушениях их прав и свобод является важным правовым средством выявления нарушений законов в деятельности органов военного управления
и воинских должностных лиц.
Органы военной прокуратуры рассматривают обращения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека
и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связью, по информационным системам общего пользования.
В письменном обращении в обязательном порядке содержится наименование органа, куда оно направляется, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) военнослужащего, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса личная подпись и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы или их копии. В обращении, поступившем в форме электронного документа, помимо прочего, также надлежит указать адрес электронной почты,
по которому должны быть направлены ответ либо уведомление
о переадресации обращения. Военнослужащий вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Необходимо учесть, что в случае, если в обращении не указаны фамилия военнослужащего, направившего обращение, или адрес отправителя, ответ на обращение не дается. Обжалование неправомерных действий (решений) органов военного управления, воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры является важной дополнительной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих и членов их семей".