Со стороны многим может показаться, что работа музыкального руководителя детского сада не требует особых талантов. Ну что тут может быть сложного: детей поразвлекать, да праздник провести. А так ли это на самом деле? Это мы решили выяснить у Олега Владимировича Шибаева, музыкального руководителя детского сада "Колокольчик".
Наша беседа с педагогом состоялась в минуты тихого часа. В это время второй корпус "Колокольчика", наполненный звонкими голосами сотни ребятишек, словно замирает. И пока дошколята сладко спят, у Олега Владимировича есть время для подготовки к следующим занятиям.
- Можно ли назвать вашу профессию "праздничной", - интересуюсь я у музыкального руководителя, - ведь наверняка есть люди, которые примерно так и считают?
- С одной стороны да, - отвечает молодой педагог, - потому что музыкальный руководитель действительно несет ответственность за то, чтобы все праздники в детском саду были веселыми и запоминающимися. Но умело играть на музыкальных инструментах и каждый раз поднимать настроение детям и взрослым - этого мало. Мы должны писать достойные сценарии, петь, сочинять стихи и даже танцевать, если понадобится. Кроме этого нам нужно постоянно учиться, уметь находить подход к каждому ребенку и даже быть в какой-то степени психологом. Всего так сразу не перечислишь.
- Как вы считаете, зачем дошколятам нужна музыка?
- У современных детей, живущих в развитой информационной среде, и проводящих много времени у телевизоров, компьютеров, телефонов и планшетов важно развивать внутренний мир, способность чувствовать и понимать других людей, взаимодействовать друг с другом и с миром природы. Приобщение к музыке - самому духовному искусству - это один из реальных путей воспитать достойного человека. Я уже не говорю о том, что музыка развивает внимание, воображение, речь и прочее. И меня очень радует, что за годы работы я не встречал ни одного ребенка, которому бы мой предмет был не интересен. Поэтому я горжусь своей профессией. Она позволяет ощущать свою причастность к детской судьбе, а значит, свою полезность.
Как выяснилось, Олег Владимирович пришел на работу в детский сад 5 лет назад. За это время, со слов коллег, он проявил себя как человек творческий, целеустремленный, и всегда находящийся в состоянии поиска. Музыкальный руководитель сразу же стал близким другом для детей, с удовольствием отдающим им свои знания и умения. И дети искренне любят его за это.
- Их теплоту я почувствовал, когда вернулся из армии, - вспоминает Олег Владимирович. - Ребята так обрадовались мне, окружили, стали обнимать и спрашивать: "Куда же вы пропали, наш музыкант? Где же вы так долго были?". Это очень приятно осознавать, что тебя любят и ждут.
Когда звучит аккордеон
Безграничное пристрастие к музыке у молодого педагога появилось еще в раннем детстве. Чтобы развить свои способности Олег учился вначале в Новобирилюсской детской школе искусств, затем в Красноярском колледже искусств имени П.И. Иванова-Радкевича. И сегодня музыкальный руководитель снова студент – он получает высшее образование в Красноярском педагогическом университете им В.П. Астафьева.
Когда настало время определяться с выбором профессии, Олег Владимирович, не раздумывая, отправился в детский сад.
- Для меня это был абсолютно новый мир, - признается музыкальный руководитель. - В колледже я проходил практику с ребятами от 10 лет и старше, и им не нужно было по нескольку раз объяснять и показывать, что я хочу от них получить. С дошколятами в этом вопросе сложнее. Однако, когда у них все получается, я в несколько раз сильнее рад за них и горд за себя, что смог их чему-то научить.
Рабочие будни у музыкального руководителя достаточно насыщенные. Каждый день у Олега Владимировича по 2-3 занятия, также он ведет кружок для старших ребят под названием "Веселый оркестр". И, конечно, все утренники и праздники, провоходящие во втором корпусе, не обходятся без молодого педагога. Молодой музыкант играет на аккордеоне, на гитаре, на фортепиано и на детских музыкальных инструментах, которые так обожают все без исключения дошкольники - это колокольчики, ложки, маракасы, бубны и барабаны.
- Хотя гитара в детском саду запрещена, - улыбается Олег Владимирович, - я все-таки иногда приношу ее и играю ребятам, чтобы они имели представление об этом музыкальном инструменте. Он им очень нравится. А сам я с детства обожаю аккордеон. У меня был хороший пример для подражания – талантливейший аккордеонист Петр Дранга. Я всегда смотрел его выступления по телевизору, а однажды даже побывал на его концерте. Это было потрясающе!
Все ты сможешь!
Всех ребят второго корпуса - а это более ста человек - Олег Владимирович знает по именам. С его слов, очень важно видеть в каждом ребенке индивидуальную личность.
Музыкальные способности и таланты дошколят педагог тоже выявляет индивидуально. При первом же знакомстве с новой группой он раздает детям ложки и просит повторить определенный ритм. Исходя из результатов такой "проверки" музыкальный руководитель выстраивает дальнейший план работы с тем или иным ребенком.
- Здесь тоже есть свои нюансы, - дополняет Олег Владимирович. - Нужно учитывать, что дети маленькие, что они могут прийти на занятие не в настроении, или не выспавшись, как следует. А в таком состоянии и взрослый-то особых умений не продемонстрирует.
А главным в своей работе музыкальный руководитель считает умение вселять в душу дошкольника, у которого что-то не получается, уверенность в собственных силах. Чтобы в дальнейшем девчонки и мальчишки всегда добивались успехов, во что бы то ни стало.
- Детей необходимо постоянно подбадривать, в этом я убедился лично, - говорит педагог. - Стоит только произнести всего три слова: "Все ты сможешь!", и ребенок уже готов горы свернуть!
В завершении нашей встречи мы поговорили о том, не посещала ли музыкального руководителя мысль сменить работу и перебраться в город, как это делает большинство молодых специалистов. На это Олег Владимирович ответил отказом:
- Я родился в Красноярске и мне нравится городская жизнь, но любимую работу я бросать не собираюсь. Очень здорово найти то место, где будут рады тебе, и куда ты будешь приходить с радостью. Я иду в детский сад с удовольствием, потому что люблю детей. Они все разные, все такие забавные – я не перестаю умиляться. Даже сегодня утром забавный случай произошел. Мы с одной группой пришли на репетицию к новогоднему утреннику, а вместо вчерашней табуретки в зале уже елочка стоит. И когда мы пропели все песни, дети спрашивают меня: "Ну, и где наша конфетка? Мы же у елочки пели?". И все мы тут же расхохотались. В этом, пожалуй, и есть главная прелесть моей работы, что ни одна встреча с ребятами не проходит без улыбок. А тот, кто много улыбается, становится счастливей.