Давно замечено, что случайные люди в школе не задерживаются - они приходят и уходят. Остаются лишь преданные педагогике, любящие детей и отдающие им себя без остатка. И таких педагогов в Бирилюсском районе немало.
Совсем недавно мне удалось познакомиться с обаятельной женщиной, замечательным учителем и оптимистичным человеком Оксаной Петровной Полищак. В прошлом году она отметила 25-летний юбилей педагогической деятельности, выпустив за эти годы "во взрослую жизнь" 6 классов рассветовских ребятишек. И сегодня дети ее первого выпуска уже приводят Оксане Петровне, любимой первой учительнице, своих детей.
Первые шаги
Во время нашего знакомства у ребят шла продленка по русскому языку. Чтобы не отвлекать их от занятий, мы решили побеседовать в другом кабинете, но просто так дети нас не отпустили. Они попросили обязательно написать в статье о том, что безумно любят Оксану Петровну и не хотят уходить от нее в пятый класс.
- Четыре года – это очень мало, - улыбаясь, прокомментировала просьбу детей педагог. – Только сблизишься с ребятишками, и уже расставаться приходится. Каждая выпускная линейка – это слезы для меня, и уже сейчас, глядя на своих четвероклассников, мне становится грустно, что мы с ними последний год вместе.
Оксана Петровна родом из Хакасии. В поселок Рассвет она перебралась по настоянию отца, который, побывав всего однажды в Бирилюсском районе на охоте, уезжать отсюда не захотел. Теперь на малую родину, увидеться с родными и отдохнуть на берегу озера Шира, женщина ездит только в летнее время.
На вопрос: "Почему вы выбрали для себя столь ответственную профессию?", Оксана Петровна отвечает следующее:
- Когда я была маленькая, мы жили в двухэтажном доме, где было очень много детей. И я всегда была их учителем. Папа для нашей игры организовал доску, нашел где-то мел, и так мы играли несколько лет. Поэтому другого варианта какой-либо профессии я даже не рассматривала. Уж не знаю, откуда у меня появилась такая страсть - проверять тетради, ведь в моей семье педагогов не было. Но покоя я никому не давала, даже сестре и брату всегда давала задание - прописывать в строчках красивые буквы. Они мне это до сиих пор припоминают. А еще большую роль для меня сыграла моя первая учительница – Анна Семеновна Мацкевич – очень уравновешенный, творческий, умный человек, на которого я не могла наглядеться. Я очень хотела на нее быть похожей. Поэтому после школы я, не раздумывая, поступила в педагогический техникум, окончила его и сразу приступила к работе, получая заочно высшее образование.
- Несколько раз у меня была возможность поменять работу, - продолжает Оксана Петровна, - но мне никуда не хотелось уходить, и сейчас не хочется. Дети подпитывают нас такой энергией, что жить становится приятней. И каждый день, находясь рядом с ними, мы чувствуем себя счастливее. Особенно рядом с малышами. Конечно, это колоссальный труд, ведь нужно быть не только учителем, но и другом, наставником, и иногда второй мамой. Нужно уметь ставить себя на место ребенка, потому что даже незначительная мелочь для нас может быть для них настоящей проблемой. И даже учитывая все это, лучшей работы не найти.
Ученики - как собственные дети
По мнению Оксаны Петровны, огромную роль для становления учителя в профессии играет его первый набор. Женщине в этом несказанно повезло – ей достались умные и дисциплинированные ребята третьего класса, которых учила педагог Нина Николаевна Сахарова. Так и началась ее деятельность в этой нелегкой профессии.
Первые годы учитель не только давала детям знания, но и училась от них. Сегодня же Оксана Петровна по глазам ребенка может понять, выполнил он домашнее задание или нет, чего он боится и к чему готов. Какой подход нужен к тому или иному школьнику - определить все это помогает опыт. Ребятам же с учителем познавательно, весело и задорно. Они не только получают знания, но и развивают творческие способности, учатся чувствовать и любить природу. А еще ребята Оксаны Петровны, или как она их называет "мои дети", очень любознательны, и охотно занимаются проектной и исследовательской деятельностью. И самая большая жалость для нее, когда такие активные ученики, становясь старше, почему-то замыкаются и уходят в себя.
Магия мира
Учитель начальных классов ведет множество предметов: русский язык, математику, литературное чтение, технологию, окружающий мир и изобразительное искусство. Любимыми для Оксаны Петровны являются литература и русский язык, ведь на них дети учатся отстаивать свою точку зрения, выражать свои мысли и свое отношение к чему-либо. А бывают ли у учителей нелюбимые предметы? Оказывается, бывают.
- Несколько лет назад у нас появился новый предмет "Основы религиозных культур", вот он-то мне не к душе, - признается Оксана Петровна. – Мне кажется, что у детей о религии должны быть общие представления, а все эти подробности – перебор. Лучше давать малышам больше той информации, которая им доступна. Например, как любитель путешествий, я всегда приношу ребятишкам фотографии, сделанные в разных странах, и рассказываю им о достопримечательностях. Им очень нравится узнавать новое о нашем огромном мире.
Вторая мама
Я попросила учителя вспомнить несколько случаев, которые больше остальных запомнились ей за годы работы. Со слов Оксаны Петровны, забавные моменты случаются по нескольку раз в день.
- Обычно в каждом классе есть такой ребенок, который ничего не хочет делать, - улыбаясь, вспоминает учитель, - и мы всем классом стараемся его перевоспитать. И вот однажды взялись мы за одного мальчика. И что мы с ним только не делали: в кружок звали – не хочет, и задания давали – не выполняет, и от ответственности уходит. И командир класса в один из дней не вытерпел и сказал: "А может мы его отлупим, да и все!". Только слово он другое употребил, настоящее, русское! Мне вроде бы и поругать его надо, а не могу.
- А этот случай я точно никогда не забуду, - продолжает учитель. – Был у нас один мальчик из неблагополучной семьи - непослушный такой, не приученный ни к чему. Ни с кем не играл, не учился, крючочки какие-то рисовал на уроках и все. И вот однажды у нас в классе сломался стул. Я попросила его отремонтировать, честно признаться, даже не надеясь на то, что он согласится. А он все сделал! Я, конечно, его похвалила за это. На следующий день он пришел в школу раньше всех, и я зашла в кабинет, села с ним рядышком, и мы стали беседовать по душам. Он говорит: "Знаете, моя мама сказала мне, что я бестолковый, ничего не умею и ничего не понимаю. А вот вы мне вчера сказали, что я молодец, что я умею стул ремонтировать. Можно я к вам пойду жить?". Вспоминаю, и всегда слезы наворачиваются. Я его обняла и сказала: "Ты не обижайся на маму, у нее настроение, наверное, было плохое. Ты все умеешь! И все у тебя в жизни будет хорошо".
Проходит неделя - приходит в школу его мама и говорит мне: "Знаете, вы нам такой урок преподали! Мой сын мне передал ваши слова, и больше я ему слова плохого не скажу".